Центр социально-философских исследований

закрыть
авторизация на сайте:

Регистрация на нашем сайта даёт вам возможность получить доступ к лекциям Центра для его студентов.

Если вы желаете стать студентом ЦСФИ (может быть заочная форма обучения), то напишите письмо в произвольной форме директору Центра Брицкой Ирине Витальевне на электронную почту: pochta@csfi.ru.

Лекции ЦСФИ /   :  Лекция №6 ОзК. Проблема двух направлений интеллектуального развития

Лекция №6 ОзК. Проблема двух направлений интеллектуального развития

Скачать эл. вариант : pdf, doc

Гальченко Г.И., Бондарь И.А., Локтионов С.М.




ПРОБЛЕМА
ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Лекция шестая
из цикла


ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭЛИТЫ



Содержание.


  1. Проблема двух направлений интеллектуального развития.
  2. О теме лекции.
  3. Обоснование реальности существования двух путей.
  4. Рассудочный интеллект и интеллектуальный Разум.
  5. Эгоизм и альтруизм.
  6. Об Атлантиде.
  7. Об образовании и воспитании.
  8. Приоритеты воспитания.
  9. О половом воспитании.
  10. О вере.
  11. Духовность и разумность.
  12. О воспитании души.
  13. О бессмертии души.
  14. Послесловие. Этапы перехода от теории к практике.
  15. Приложение 1. Качества сознания в трех гунах природы.



В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Лекция шестая 1

ПРОБЛЕМА ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Добрый вечер!

Мы продолжаем ознакомительный курс лекций по практической энергетической философии и психологии. Мы можем называть его так потому, что излагаемые нами представления о двойственности человеческой природы, об энергетическом строении человека имеют непосредственную связь с реальной практической жизнью. Все философскотеоретические построения, которые не дают ответа на вопрос - что же нужно делать? - являются слишком абстрактными, чтобы стать для большинства людей сферой исследования и руководством к действию.

О теме лекции. Наша сегодняшняя лекция посвящена проблеме двух путей, по которым может развиваться жизнь человека. В Советском Союзе была школа лекторовпропагандистов, которые читали лекции в разных аудиториях, обосновывая преимущества советского, социалистического образа жизни перед капиталистическим. Одна из таких лекций называлась «Два мира - два образа жизни». Убедительно доказывалось, что социалистическое общество, уничтожившее эксплуатацию человека человеком, является свидетельством прогрессивного развития рода человеческого. Утверждалось, что мерой ценности человека в социалистическом обществе является качество и общественная значимость его труда, что должно приводить к совершенствованию способности трудиться и возвеличиванию человека труда. Утверждалось также, что капиталистическое общество, при всей своей экономической эффективности, есть общество деградирующее. В нем мерой человека является его капитал, который обретает самодовлеющее существование, отрываясь от труда, а потому происходит возвеличивание капитала и совершенствование способов его накопления. Сам же человек, ориентированный на накопление капитала, питающий свою алчность, становится ярым эгоистом, все интересы которого сосредоточены на служении себе, своим потребностям, интересам и удовольствиям.

Парадоксальным, однако, выглядел тот факт, что капиталистическое общество при этом экономически процветало, а социалистическое, с позиций жизни каждого отдельного гражданина, не могло порою обеспечить его даже предметами первой необходимости. Вот этот очевидный экономический проигрыш стал причиною "роптания народа", оценившего западный стиль жизни и возжелавшего приобщиться к нему.

И хотя сегодня многие с ностальгией вспоминают атмосферу дружелюбия, открытости, бескорыстия, которая все же была (хотя, как обычно, памяти о прошлом присуща некоторая идеализация), тем не менее, мы вынуждены констатировать, что исторический поезд проехал станцию с названием «СССР» и помчался дальше. Возникает вопрос: куда? Это вопрос не о векторности украинской политики, а о направлении эволюции человеческого сознания.

В сегодняшней лекции мы хотим обратить ваше внимание на существование двух противоположных направлений развития умственных способностей человека - интеллектуальной рассудочности и разумной интеллектуальности. С нашей точки зрения, различение этих двух уровней мыслительной деятельности является важнейшим положением, позволяющим каждому человеку понять и построить иерархию ценностей жизни, соответствующую эволюции сознания.

Обоснование реальности существования двух путей. На протяжении предыдущих пяти лекций мы говорили о важнейшем положении, на котором будет возведено здание будущей философии и психологии - идее двойственности человеческой природы. С одной стороны, эта идея является основополагающей во всех философско-религиозных системах, дающих целостный взгляд на природу и жизнь человека, на его жизненный путь и смысл его существования, а с другой - она соответствует новейшим естественнонаучным исследованиям, утверждающим объективное существование ментальных полей, или электромагнитных полевых структур, порождаемых сознанием человека и влияющих на его сознание. Порождение этих полей связано с умственной деятельностью человека, с качеством его мышления. Качество же мышления определяется побудительными мотивами, вызывающими к жизни все психо-ментальные акты.

Побудительные мотивы, которые порождаются сознанием человека, отождествляющим себя с низшей своей природой, имеют эгоистическую, раджасично-тамасичную, самостную окраску и вызывают к жизни все соответствующие мысли, слова и действия, которые по форме могут кого-то вводить в заблуждение, но по энергетическому содержанию точно соответствуют низким ментальным слоям тонкоэнергетического поля, связанного с энергиями самоуслаждения и самоутверждения. Эти энергии, имея разрушительную природу, вызывают к жизни разрушительные следствия, неизбежно приходящие к тем, кто усиливает своими проявлениями соответствующие энергетические поля.

Побудительные мотивы, которые рождаются высшей частью сознания человека, всегда имеют альтруистическую, саттвическую направленность, поскольку Высшая природа человека энергетически тождественна энергиям Саттвы.

Исключительно важно каждому человеку понимать, что именно энергетические накопления определяют связь человека с соответствующими, более высокими или более низкими ментальными планами в соответствии с уровнем его духовного развития или самостной деградации.

Таким образом, существование двух путей развития сознания человека обусловлено двойственностью человеческой природы, т.е. наличием в человеке альтруистического начала, связанного с Высшей природой человека, и эгоистического атавизма, связанного с низшей природой.

Рассудочный интеллект и интеллектуальный Разум. Удовлетворению эгоистических потребностей человека служит его низший ум, или рассудочный интеллект. Проявление и развитие Высшей природы человека, его альтруистического начала, сопряжено с развитием интеллектуального Разума. Проявленность этих двух типов умственной деятельности в сознании человека определяет положение человека на Эволюционной Лестнице Сознания, причем исключительно важно понимать, что носитель мощного интеллектуального рассудка может находиться в самом низу той части Лестницы, которая называется Лестницей незнания, т.е. двигаться в направлении духовной деградации.

Отсюда следует, что интеллектуальность, образованность, эрудиция, всезнайство, красноречие и пр. - эти козыри современного человека, позволяющие ему стать, как принято говорить, успешным в жизни, сделать карьеру, добиться высокого материального положения, признания, восхищения и т.д. - могут сыграть с ним злую шутку, направив по ложному пути, который неизбежно связан со страданиями тем более жестокими, чем ниже опускается человек по Лестнице незнания, или духовной деградации. И тогда образование не только не служит благу человека, а усиливает темпы его деградации, так как вооружает б?льшими возможностями самоудовлетворения и самоуслаждения.

Эгоизм и альтруизм. Таким образом, осознание несовместимости эгоистических устремлений человека и его духовного роста является необходимым условием для восхождения человека по Эволюционной Лестнице Сознания. Изощренный рассудочный интеллект, находящийся на службе у эгоистического начала человека, всегда препятствовал и будет препятствовать духовному росту человека. Рассудочный интеллект является умом самости человека, или умом его низшей природы, которая по мере восхождения по Эволюционной Лестнице должна полностью преобразоваться и трансмутироваться. Именно поэтому самость становится все более изощренной и изворотливой в создании препятствий для действительного духовного развития человека, подменяя духовность различными ловушками псевдодуховности.

По мере того, как человек распознает и преодолевает ловушки самости и ее интеллектуального рассудка, он восходит по Лестнице Познания, и его рассудочный ум постепенно энергетически преобразовывается в направлении интеллектуального Разума, а сам человек начинает жить и действовать в соответствии с Высшей природой.

Поэтому у человека существует два пути интеллектуального развития:

  1. путь развития рассудочного интеллекта, или эгоистического ума, направленного на совершенствование возможностей и способов собственного самоублажения и самоуслаждения без ориентации на интересы других людей и даже во вред им;
  2. путь развития интеллектуального разума, ориентированного на совершенствование всех высших способностей и качеств человека, которые развиваются при взращивании и реализации альтруистических побуждений и мотивов деятельности.

Первый путь, при видимости внешнего блеска и преуспевания, неизбежно приводит к жизненной драме с бессмысленным финалом, второй - при всех возможных жизненных трудностях - является звеном в цепочке восхождения к высшим интеллектуальным и духовным возможностям.

В соответствии с вышесказанным, для здравомыслящего человека очевидно, что борьба со всеми проявлениями собственного эгоизма является «предметом первой необходимости». И не только потому, что счастье каждого человека обратно пропорционально его эгоизму, но и потому, что современное человечество в целом находится в опасном положении, порожденном торжеством его низшей эгоистической природы. Цивилизации, в которых эгоизм является нормой человеческих отношений, неизбежно разрушаются, потому что таковы законы, управляющие этим миром и жизнью людей. Незнание этих законов и, тем более, их самомнительное игнорирование не освобождает от ответственности.

Об Атлантиде. Сегодня существует множество сведений, опирающихся на исследования разнопрофильных ученых, которые определенно утверждают, что когда-то на земле, там, где сегодня плещутся воды Атлантического океана, существовала высокоразвитая цивилизация, по своим техническим возможностям и глубине проникновения в тайны природы значительно превосходившая нашу нынешнюю цивилизацию.

Что касается существования в прошлом материка или островов Атлантиды, то океанологи, например, утверждают, что рельеф горного хребта, долин и особенно каньонов на дне Атлантического океана не мог возникнуть в результате подводных океанических течений. Скорее всего, этот рельеф сложился тогда, когда дно Атлантического океана было сушей. Пробы грунта, взятые с гор Атлантического хребта, содержат остатки растений, существование которых возможно только в почве с пресной водой.

Российские ученые (экспедиция А.Склярова), изучающие историю возникновения пирамид в Египте, высказали гипотезу о существовании высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей временам правления фараонов. К этим выводам их приводят следующие факты. По способу обработки и укладки камня можно определить уровень используемых технологий. Блоки из гранита и известняка, которые не в состоянии поднять нынешняя техника, обработаны с огромной точностью и уложены плотно друг к другу и друг на друга без раствора. А некоторые блоки поднимались на высоту с полсотни этажей.

В Египте много пирамид, но способы и материал их строительства разный. Есть пирамиды, которые начинали строить каким-то высокотехнологичным способом из многотонных блоков, и эта часть сохранила строгую геометрическую форму, а заканчивали укладкой плохо обработанного небольшого камня или необожженного кирпича на глиняный раствор, и эта часть имеет сейчас жалкий вид. Боковые наклонные стены пирамид, сделанные из многотонных блоков, похоже, выравнивались уже после установки камней. Исследователи пришли к выводу, что у строителей была техника, способная выравнивать (циклевать) пол, выложенный из очень больших блоков весьма твердой породы кварцита. В Египте можно увидеть множество камней разной формы и разных размеров из очень твердых пород - фрагментов построек храмов, пирамид, саркофагов - обработанных и отшлифованных с большим уровнем точности и с идеальной геометрией.

Из видеоматериалов экспедиции видно, что на стене одного из храмов есть четкое изображение вертолета, танка и самолета. Существует множество других фактов, свидетельствующих о чрезвычайно высоких технических возможностях, которыми располагали "жители тех мест" во времена, предшествовавшие Египетской цивилизации с правлением фараонов. Но в рамках наших лекций нам важно понять другое: как были созданы причины, которые привели к полному уничтожению такой высокоразвитой цивилизации?

В литературно-философском наследии великого древнегреческого философа Платона есть два замечательных диалога - «Тимей» и «Критий», рассказывающие об удивительной стране, процветающей и прекрасной, которая исчезла в результате мощной геологической катастрофы. Страна эта называлась Атлантида.

Современники Платона относились к истории об Атлантиде не как к вымышленному мифу, а как к правдивому сказанию, в то время как более поздние исследователи литературно-философского наследия Платона называли эту тему в его творчестве фантастическим рассказом или сказкой. Последователи же Платона, платоники и неоплатоники, не только признавали достоверность истории об Атлантиде, но и видели в этой достоверности глубокий символическо-философский смысл.

В диалоге "Критий" Платон описывает идеальное государство, каким была Атлантида, погруженная в изобилие природных богатств и управляемая в соответствии с Разумом достойными царями. Царство, которое они создали, поражало великолепием и красотой, продуманностью и гармонией. Но это было до тех пор, пока они помнили о своем божественном происхождении, т.е. в понятиях и терминах наших лекций, жили в соответствии со своей Высшей природой, опираясь на свой Разум, способный различать и контролировать проявления самости и ее низшего рассудочного ума, ведущего к недостойным делам.

«В продолжение многих поколений, покуда не истощилась в них унаследованная от Бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им Божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ»2

Т.е. это были люди, находившиеся по уровню развития своего сознания на таких высоких ступенях Эволюционной Лестницы, пребывание на которых соответствует достаточно большим накоплениям Саттвы.

«Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравомыслия под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью. Но когда богатство становится предметом забот и оказывается в чести, то и само оно идет прахом, и вместе с ним гибнет добродетель. Пока они так рассуждали, а божественная природа сохраняла в них свою силу, все их достояние, нами описанное, возрастало»3

Почему, в конце концов, их божественная природа стала угасать, Платон не объясняет, «но когда унаследованная от бога доля ослабла [т.е. ослабло проявление высшей, божественной природы, т.е. Саттвы - прим. научн. ред.], многократно растворяясь, в смертной примеси и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии более выносить свое богатство [т.е. сопротивляться вожделениям самости] и утратили благопристойность. Для того, кто умел видеть [энергетическое состояние сознания], они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей [т.е. Саттву, Сокровище Сердца, Божественную Природу], но не способным усмотреть, в чем состоит истинно счастливая жизнь, они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила [т.е. раджас]». 4

Заканчивается история об Атлантиде тем, что некогда славный род, впавший в столь жалкую развращенность, был уничтожен, поскольку вместо совершенствования в добродетели стал соревноваться в накоплении богатства и удовлетворении сладострастия. За одни сутки последний остров Атлантиды исчез, погрузившись в пучину. Было это около двенадцати тысяч лет назад.

Вся эта история, которая с нашей точки зрения имеет глубочайший назидательный смысл, свидетельствует о реальности той борьбы, которая идет на внутреннем плане каждого человека между его яростной и вожделеющей природой, с одной стороны, и его разумным началом, с другой. Причем, когда низшая природа усиливается в человеке, он начинает любить и ценить именно ее проявления, и все то, что раньше считал низким, постыдным и уродливым, видится прекрасным и достойным восхищения, а истинно прекрасное презирается и изгоняется. Но торжество низшей природы в человеке недопустимо с позиций его эволюции, и поэтому неизбежно включаются силы природы, восстанавливающие нарушенное человеком равновесие, и приходят разрушительные события, которые призваны «отрезвить славный род, впавший в столь жалкую развращенность».

Если история, рассказанная Платоном, может напоминать по форме сказку или миф, то свидетельства Эдгара Кейси, великого ясновидящего, о котором мы рассказывали на прошлой лекции, по форме больше напоминали медицинские заключения о «наследственности», идущей от воплощений во времена Атлантиды. Согласно «чтениям» Эдгара Кейси, многие люди, воплощенные сегодня на земле, принесли неизжитые со времен Атлантиды пороки - эгоизм, склонность к насилию, самоуслаждению и самовозвеличиванию. То, как они сегодня будут решать свои кармические проблемы, созданные в далекие времена существования погибшей цивилизации, может определить будущее нашей.

Из чтений Кейси видно, что процессы, происходившие в Атлантиде, были обусловлены усилением в человеке его низшего эгоистического начала и попаданием человека в ловушку материальности. Тогда произошло разделение людей на Сынов Закона Единого и сынов Велиара, или в христианских терминах, на сынов Бога и Сатаны.

Чтения Кейси свидетельствовали, что гибель Атлантиды была обусловлена тем, что люди «в стремлении удовлетворять желания своего эго использовали объекты материального мира, не задумываясь ни о природе своих желаний, ни о причиняемых другим людям страданиях. Иными словами, для них не существовало норм нравственности. В своем поведении сыны Велиара руководствовались лишь эгоизмом и стремлением к самоублажению»5

В терминах наших лекций можем говорить, что сыны Велиара - это те, кто, опираясь на свой рассудочный интеллект и развивая его все мощнее, отклонились в ярый эгоизм и, уверовав в собственное всемогущество, предпочли жить в соответствии с собственными законами, игнорируя существование и необходимость познания и следования Единому Закону.

«Сыны Закона Единого и сыны Велиара представляли силы, которые сейчас называют силами добра и зла, и которые соответственно символизируют либо устремленность к духовно-нравственному совершенствованию, к познанию, либо стремление к удовлетворению материальных желаний»6

И еще одно утверждение из «чтений» Эдгара Кейси имеет непосредственное отношение к нашей цивилизации:

«В Атлантиде перед человеком стоял выбор. Он мог либо следовать Закону Единого, т.е. реализовывать свою связь с Богом, либо присоединиться к сынам Велиара, т.е. использовать свои творческие силы в целях самоублажения. Сейчас перед человеком вновь стоит выбор между эгоизмом и альтруизмом»7

Однако даже понимая, что нужно побеждать в себе низшую эгоистическую природу, человеку совсем не просто вступить на путь борьбы с нею, поскольку преодоление сопротивления огромной силы самости, накопленной во многих предыдущих воплощениях, требует соответствующей силы духа, которая сможет поставить под контроль, обуздать и изгнать из собственного сознания «торжествующего зверя».

У эгоизма нет будущего! Либо человек осознáет это и начнет борьбу со своим эгоизмом, и, преодолевая все хитрости и уловки рассудочного интеллекта, пойдет по пути развития своей высшей природы, или разумно-интеллектуального начала, несовместимого с эгоизмом, либо, понимая прогресс как возможность все большего самоуслаждения, обречет себя на неизбежное разрушение.

Говоря о гибели Атлантиды, Э.Кейси утверждал:

«Своим пренебрежением к необходимости соблюдения нравственной чистоты человек вызвал к действию силы разрушения... Эти деструктивные силы в сочетании с духами стихий, управляющими электричеством и газами, вызвали на Земле вулканические извержения…» 8 и «все силы природы, объединившись, обрушились на непокорного и развратного человека». 9

Мы акцентируем ваше внимание на истории об Атлантиде, потому что уже сегодня во многих местах земли «возмущаются стихии», но мало кто связывает происходящие сейчас и прогнозируемые в ближайшем будущем катастрофы с явлениями бездуховности и псевдодуховности, которые характеризуют состояние обитателей нашей планеты.

Об образовании и воспитании. Как же вырваться человеку из тьмы заблуждений, оправдывающих, узаконивающих и даже возвеличивающих вожделения низшей природы, толкая его к дегенерации и саморазрушению?

С нашей точки зрения, необходимо распространение знаний о реальности действия Закона причин и следствий, вытекающего из энергетического устройства мира и человека, который для каждого здравомыслящего человека дает ясное понимание, чего следует избегать в своей жизни, а к чему следует стремиться. Сегодняшняя система образования, не имеющая твердых и четких научно обоснованных мировоззренческих основ, решает задачи, далекие от духовно-нравственного совершенствования человека, и даже порою способствует его духовно-нравственной деградации, поскольку, как утверждал Аристотель «...Природа… дала человеку в руки оружие - умственную и духовную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах»10 И, к сожалению, современная система образования не имеет силы остановить этот процесс "одичания" подрастающего поколения, чему немало способствуют телевидение и интернет. Прилагая титанические усилия к тому, чтобы развить интеллектуальные силы ребенка и выпустить его в жизнь конкурентноспособным, современная педагогика "опускает руки" перед важнейшими философскими вопросами о смысле человеческой жизни и эволюции человеческого сознания. И получается, что вся система образования больше служит деградации и затемнению, чем эволюции и просвещению, поскольку, как говорил Великий Аристотель: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Поэтому педагоги, осознающие весь ужас торжествующей безнравственности, ищут возможности внести в образование идеи нравственного воспитания, базируясь не на морализаторстве, а на научных взглядах, требующих от самого человека улучшения собственного нрава, если он не враг сам себе.

Сегодня проблема целостного понимания жизни, проблема смысла жизни не является проблемой какой-либо одной страны или группы стран, это проблема общечеловеческая, связанная с тем, что человечество утратило нравственные ориентиры и критерии. Именно отсутствие целостного смысла жизни породило множество социальных бед - алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийства, массовые психозы, тоталитарные секты, коррупцию, стремление к власти как к способу удовлетворения собственных эгоистических интересов, беззастенчивую ложь и безответственность в политике и делах государственных. Все это свидетельствует о торжестве низшей природы в отдельном человеке и в обществе в целом. Торжество же низшей природы наступает вследствие забвения человеком существующей в нем Высшей природы, забвения присущих ему по праву человеческого рождения возвышенности и благородства.

«Лишь вершина человека - это человек», - утверждал Великий врач и философ Парацельс (1493-1541) и призывал сделать смыслом жизни восхождение на эту вершину. Однако в рамках ограниченности и кратковременности человеческой жизни такое восхождение для большинства людей, как он сам признавал, не может быть успешным. Потому идея бесконечности человеческого бытия, смены материальных форм проявления сознания должна быть признана хотя бы в качестве рабочей научной гипотезы, пока наука не осмыслит все бесспорные доказательства и не утвердит с присущей ей силою логики очевидность древнейшего знания. Вместе со знанием об энергетической природе человека Закон причины и следствия и Закон перевоплощения представляют собою тот мировоззренческий базис, на котором может вырасти прекрасное здание философии и психологии - синтез науки и религии, освобожденный от самомнения и слеповерия. Нам представляется, что постижение этих законов, действующих на физическом, психическом и ментальном планах жизни, даст человеку возможность понять направление, в котором стоит прилагать свои усилия, чтобы вырваться из нынешнего состояния бурлящего вожделения и ненависти, сменяющегося разрушенными мечтами, разбитыми сердцами, безысходностью и полным разочарованием, порою приводящем слабых духом людей к самоубийству.

Педагогика как наука образования и воспитания человека должна базироваться на тех знаниях, которые действительно питают душу человека, помогая ему формироваться и развиваться по образу и подобию Бога, т.е. давать развитие Высшей природе, интеллектуальному Разуму, совершенствующемуся на пути различения Добра и зла и следования истинному Добру.

Приоритеты воспитания. Искусство воспитания, как известно, является самым высоким и самым сложным из всех искусств, которое стремится к идеалу и никогда не может полностью достичь его - идеалу совершенного человека. Это искусство, с нашей точки зрения, должно базироваться на понимании двойственности человеческой природы, на ее противоречивости, на осознании необходимости в самодисциплине и самоконтроле, с одной стороны, и на стремлении раскрыть все прекрасное и благородное, что соответствует определению человека как существа разумного, с другой. Понятно, что от самого воспитателя как от человека требуется такой уровень самосознания и понимания двойственности собственной природы, «...при котором человек с глубокой болью в сердце осознает свою испорченность и все свои спрятанные пороки и несправедливые дела своей жизни, осознает даже тогда, когда толпа, которая видит только внешнее, а не внутреннее, называет эти дела несущественными поступками, а иногда даже подвигами». 11 Такие высокие требования к воспитателю связаны с фундаментальностью, важностью и обширностью всей воспитательной деятельности, которая, как ни одна другая деятельность, не должна допускать фальши, лжи и лицемерия.

Понимание двойственности человеческой природы, потентности, заложенной в Высшей природе человека, заставляют так строить воспитание и образование, чтобы способствовать раскрытию внутренней сущности человека, а не побуждать его к бесконечной гонке за внешними украшениями жизни. Отец русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский с оптимистической надеждой сто пятьдесят лет назад утверждал: «…Можно надеяться, что человечество, наконец, устанет гоняться за внешними выгодами жизни и возьмется за создание гораздо более значимой выгоды в самом человеке, убедившись не на словах только, а на деле, что главный источник нашего счастья не в вещах и порядках, которые нас окружают, а в нас самих»12 Сегодня все еще остается надеяться...

Разрабатывая философию образования и воспитания, чрезвычайно важно акцентировать внимание на том, что человек одновременно существует на двух объективно существующих планах - физическом, связанном с видимой материальной природой, и душевном, связанном с внутренним миром человека, его психо-эмоциональными и ментальными состояниями, соотносящимися с ментальными полями тонкоэнергетического плана бытия.

Реализация воспитания относительно физической природы человека понятна и очевидна. Она требует всех тех средств, методов и приемов, которые бы позволили наиболее эффективно функционировать физическому телу человека. К этому относятся свежий воздух, режим труда и отдыха, физическая культура, спорт, воспитание здоровых привычек, осознание опасности и воспитание умения противостоять вредным привычкам, словом, все, чего требует физическая природа человека, ее оптимальное существование и функционирование. И в этом смысле у современной педагогики есть много наработок, способствующих приобщению к физкультуре и спорту.

О половом воспитании. Однако сегодня перед педагогикой встал очень сложный вопрос, в решении которого она показывает пока свое бессилие. Речь идет о половом воспитании. Если касаться только физиологической стороны этого вопроса, то общеизвестно, что половая распущенность отрицательно влияет на развитие нервной системы, следствием чего является снижение возможностей памяти, внимания, воображения, интеллекта. Сегодня для развития преждевременного полового чувства легкомысленно и преступно созданы благоприятные условия даже в школах. Самым тяжелым последствием этого легкомыслия является исчезновение из сознания человека понятий «стыд», «целомудрие», «честь», которые имеют прямое отношение к Высшей части человеческой природы; без них человечество обречено на вырождение. И это не моральная декларация, а природное положение вещей. Безответственность и разнузданность в половой сфере есть самый характерный признак торжества низшей природы в человеке, которая делает его рабом низменных желаний и ведет к деградации и угасанию его самосознания.

Характер человека, его человеческое достоинство, его воля и разум унижаются и не способны служить совершенствованию человека, если искусственно и преждевременно возбуждено половое чувство. В сознании возникает доминирующая сила, от которой зависит подбор представлений и формирование ценностных ориентиров. Предлагаемые «массовой культурой» ценности сегодня толкают совсем юных в направлении раннего полового развития, что влечет многие беды и личные, и социальные. Неразвитость природного чувства стыда приравнивает человека к животному, делает его носителем исключительно низшей природы.

Великий Сократ (ок. 469-399 до н.э.) считал, что все, кто не способны быть причастными к правде и стыду, есть язвы общества. Если общество не дает должную оценку низменным явлениям, то оно, постепенно становясь больным, не замечает своего болезненного состояния, считая его нормой. Стыд - это страх перед ожидаемым бесчестием. Этот страх, как утверждал Сократ, превышает страх смерти для того, кто имеет развитую душу.

Здесь есть еще один важный аспект, связанный с расточительностью жизнедательной энергии, которая присуща женской природе. Бесплодная эксплуатация этой творческой силы, использование ее на удовольствия и развлечения, связанные с низшей природой человека, таят в себе страшную опасность вырождения, предупреждения о чем можно найти во многих древних писаниях. Развращенность, распущенность, демонстрация сексуальной привлекательности - все это унижает и умаляет женское достоинство и делает женщину неспособной к рождению «сильного и благородного потомства» и, наоборот, как утверждается в древних писаниях, от распущенности и низости рождается потомство, «ущербное телом и духом».

Влечения человека определяются его душевной жизнью, развитием и культурой его души. Душевная природа человека толкает его к деятельности и проявляется через деятельность. Именно душевной природе человека присуща двойственность, именно душевный склад человека определяет градиент его жизненных устремлений и ценностных ориентиров. С одной стороны - стремление к красоте, гармонии, справедливости, правде и любви, а с другой - эгоизм, корыстолюбие, тщеславие, несдержанность, вожделение, жадность, зависть и злоба. Низменная часть души заставляет человека действовать, ориентируясь на выгоду, богатство, признание, удовлетворение вожделений и прочее, что создает видимость счастливой жизни и видимость совершенства. Высшая часть души, которую боготворил Сократ, призывает человека пренебречь всеми видимыми благами, если они потребуют лжи, предательства, хитрости и лицемерия. Люди, в душе которых превалируют высшие стремления, страшась бесчестия, часто выглядят как бы беднее и как бы слабее в отличие от тех, кто, говоря и действуя без страха бесчестия, демонстрируют силу и богатство. Но именно слабые души устремляются в погоню за видимостью, стремясь любыми способами усовершенствовать условия своего пребывания, сильные же устремляются к правде, стремясь усовершенствовать себя.

Стремление к совершенствованию как раз и есть то содержание душевной жизни человека, из которого вырастают и низкие, и высокие стремления. Вот почему, на наш взгляд, важнейшим направлением воспитания должно стать развитие душевного мира человека, понимание двойственности душевных устремлений, осознание необходимости борьбы с собственными низкими проявлениями, которые не позволят человеку жить счастливо, радостно и свободно, каких бы успехов в совершенствовании внешних условий жизни он ни достиг. И процветающие материально Европа и Америка, которых только весьма ограниченное сознание может считать образцами свободы и достойных ценностей, сегодня имеют колоссальное количество проблем, связанных с духовно-нравственным состоянием этого общества.

Вот почему очень важно, гораздо важнее, чем накопление часто оторванных от жизни сведений из разных наук, воспитывать в ребенке сдержанность, самообладание, силу воли, стремление к истине во всем и не поощрять развитие бессодержательной болтливости, поверхностности суждений, пустого самоутверждения. Все обучение и воспитание должно подчиняться главной цели - научить отличать добро от зла и помочь развить силы, позволяющие при любых обстоятельствах стремиться следовать добру.

О вере. Проблема различения добра и зла во всех жизненных ситуациях является самой сложной и самой насущной. Решение ее требует развития внимания, памяти, логики, наблюдательности, выдержки, воли и многих других качеств характера и ума. Но самое главное, на наш взгляд, - от человека требуется вера в свое изначальное, соответствующее Высшей природе, благо-родство. Имеющий эту веру не допустит «терпеливости души к бесчестию во имя выгоды»13

Вопрос - во что и кому должен верить человек в наш век декларируемого возрождения религии и многообразных конфессиональных предложений, многочисленных религиозных сект, магов, йогов, целителей, экстрасенсов, проповедников и лжегуру - нам представляется отнюдь не праздным, а очень важным. Одним из признаков разумного человека является способность противостоять влиянию на его сознание любых психологических и психогенных технологий, тонко и коварно порабощающих человека. «Не верьте никому и ничему, а верьте лишь тому, что сами познали», - повторяем мы снова и снова слова Величайшего Мудреца и Учителя Готамы Будды, которого "преданные" последователи провозгласили основателем Великой религии, забыв, что он заповедовал Путь Познания.

Путь Познания нам представляется единственно верным, но основой этого познания, как следует из всех мировых религий, является вера в возможность бесконечного самосовершенствования человека, поскольку сотворен человек по образу и подобию Бога, а значит, его задача - развить и проявить свою возвышенную природу. «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» 14, - утверждал другой Величайший Мудрец и Учитель Иисус Христос, которого точно такие же «преданные» последователи в IV веке (а до этого яро и последовательно в течение первых трех веков уничтожавшие просто последователей) сделали основателем другой Великой религии. Однако пытливый исследователь, не склонный повторять кем-то провозглашаемые догмы, обнаруживает, например, в «Строматах» Климента Александрийского (ок.150-215), одного из первоотцов Церкви, основателя богословской школы в Александрии, интересное утверждение о том, что последователей Христа правильно называть не христианами, по имени Учителя, а хрестианами 15, т.е. добрыми людьми, стремящимися идти по Пути, заповеданному Христом, к тому, чтобы прийти к соединению с Высшим божественным началом, пребывающим в глубине сердца каждого человека.

Впрочем, такое понимание Климентом Александрийским сути христианского учения игнорировалось позднее основателями и служителями культа христианской религии, стремящимися утвердить слепую веру и избавить ее раз и навсегда от духа платонизма, сопряженного с познанием.

Духовность и разумность. Бог есть Любовь, поэтому путь познания, самопознания, богопознания должен начинаться с нравственного совершенствования человека, которое проявляется как сила сострадания, милосердия, справедливости и любви, и только через проявление этих свойств человеческой души возможно развитие Разума. Взращивание этих качеств требует огромного жизненного труда, значительно большего, чем усилия по развитию и совершенствованию интеллекта, но именно их проявленность свидетельствует о духовном развитии человека и о его разумности.

Умение видеть, что в жизни, природе, обществе существуют причинно-следственные связи, является одним из признаков развитого сознания и проявления разума. Само же существование этих закономерностей связано с разумностью мироустроения, т.е. с его духовной природой. Поэтому духовность и разумность есть синонимы, а духовно развитый человек есть человек разумный, т.е. развивший и проявивший высшие качества своей природы.

На этом основании мы можем также утверждать, что обрядовая религиозность может быть абсолютно индифферентной к духовному развитию человека, поскольку ритуалы и церемонии сами по себе не способны сделать человека разумнее, как неоднократно напоминал Г.С. Сковорода:

«Церемония возле благочестия есть то, что возле плодов лист, что на зернах шелуха, что при доброжелательстве комплименты. Если же сия маска лишена своей силы, в то время остается одна лицемерная обманчивость, а человек - гробом раскрашенным. Все то церемония, что может исправлять самый несчастный бездельник». 16

Мы можем также утверждать, что интеллектуальность, образованность, эрудиция, красноречие и даже таланты не всегда свидетельствуют о духовном развитии человека, поскольку могут служить и добру, и злу. Духовная же природа человека, составляющая его истинную сущность, связана, прежде всего, с альтруизмом и способностью на какую-то непостижимую сегодня самоотверженную любовь, которую являли великие подвижники и Учителя человечества, оставляя после себя заповеди нравственной жизни как необходимого условия дальнейшего развития духовной природы человека.

Если мы говорим о воспитании человека в соответствии с его духовной природой, то мы подразумеваем развитие в нем всех самых прекрасных человеческих качеств - разумности, правдивости, совестливости, бескорыстия, сострадания, великодушия, ненасилия, терпения, самообладания, устремленности к истине, знанию, добру, красоте и гармонии. Если же человек не является носителем этих качеств, но способен эффектно говорить о духовности и морали, то это свидетельствует о развитии его рассудочного интеллекта, но отнюдь не о духовном развитии.

Итак, забота о душевном и духовном развитии человека должна занимать в системе образования и воспитания более высокое место, чем забота о крепости тела и "быстродействии" интеллекта, поскольку здоровье, физическую красоту и быстрый ум, при всей их очевидной ценности, никак нельзя ставить выше чистосердечия и разумности. Как удачно подобранная одежда может завуалировать изъяны фигуры, но при этом они никуда не исчезнут, так и внешняя телесная красота и способность говорить изящные фразы при отсутствии внутренней душевной чистоты могут лишь на время быть привлекательными, пока не начнут проявляться изъяны души и, как следствия, возникнут неизбежные физические и психические страдания.

Интеллектуально-рассудочное развитие человека, которое является наиболее значимым в современной школе, должно уступить пальму первенства разумно-интеллектуальному развитию, базирующемуся на совершенствовании нрава, т.е. на истинной нравственности. Сегодня, к сожалению, можно привести многочисленные примеры людей «тонкого и широко развитого ума с диким цинизмом в поступках и чувствах». Гибкий и изощренный интеллект может всецело служить удовлетворению и укреплению низшей части человеческой души, т.е. способствовать деградации человека и разрушению человеческого общества, о чем свидетельствует судьба Атлантиды.

О воспитании души. Понятия «душа», «воспитание души» сегодня возвращаются в современную педагогику и психологию. В советский период любая терминология, имеющая религиозный оттенок, не могла вписаться в диалектико-материалистическую методологию и отбрасывалась как ненаучная. Психология утверждала, что с развитием естествознания, спекуляции о «природе души» утрачивают всякое доверие ученых, а душа, как объясняющая, но необъяснимая сила, скрытая позади наблюдаемых явлений, должна быть исключена из науки.

Место «псюхе», то есть «души», заняла «психика», «психическая деятельность», и вместе с этим исчезли качественные определения, которые могли характеризовать душу человека, но неуместные по отношению к психике. «Прекрасная душа», «чистая душа», «добрая душа» или «подлая душа», «низкая душа», «трусливая душа», «развратная душа» - такие словосочетания многое говорят о внутреннем мире человека, дают ему недвусмысленные характеристики и оценки. Любой из этих эпитетов рядом со словом "психика" выглядит нелепо. Общеупотребляемые термины "неуравновешенная психика" или "устойчивая психика" являются больше медицинскими, чем этико-нравственными, и сам предмет воспитания внутреннего мира человека, представленного психикой, становится трудноопределяемым. Если же мы возвращаемся к понятиям души, душевного склада человека, душевной организации, душевного мира, то мы тем самым открываем огромный круг задач, связанных с воспитанием благородства, чести, достоинства, любви к прекрасному, справедливому и доброму.

Именно воспитание души должно составлять основную цель воспитательной деятельности и в семье, и в школе, и даже в ВУЗе! Но для того, чтобы эта деятельность была успешной, высокие душевные качества должны быть востребованы обществом и самим человеком, они должны занять наивысшее место на шкале жизненных ценностей. Сегодня же физическая красота и развитый интеллект занимают самые почетные места в списке человеческих достоинств (к которым за последнее двадцатилетие нагло присоединилось еще и материальное богатство), в то время как поиск «окровищ душевной красоты» мало кого волнует и вдохновляет. Между тем многие великие философы неоднократно и настойчиво писали о том, что именно благородная, возвышенная и разумная душа составляет истинную бессмертную сущность человека, а потому забота о взращивании душевного благородства есть важнейшая задача его жизни.

О бессмертии души. Является ли идея бессмертия человеческой души той конструктивной идеей, которая действительно могла бы вдохновить человека стремиться к нравственному совершенствованию сильнее, чем к здоровью, красоте, богатству и прочим очевидным благам жизни, или можно обойтись без идеи бессмертия, доказав, что все жизненные блага более доступны людям нравственным, чем безнравственным?

Древние учения, которые не могли опираться на научное подтверждение своих доктрин, но и не были смущаемы возмущением науки по этому поводу, считали именно идею бессмертия основой нравственности:

«Воистину надлежит следовать древнему и священному учению, согласно которому душа наша бессмертна и, кроме того, после освобождения своего от тела подлежит суду и величайшей каре и воздаянию. Поэтому надо считать, что гораздо меньшее зло - претерпевать великие обиды и несправедливости, чем их причинять. Человек жадный и нищий духом не желает об этом слышать, а если и слышит, то полагает, что над этим можно смеяться; он повсюду, словно животное, бесстыдно грабит все, что только захочет; он думает лишь о том, чтобы пить и есть и тешиться до пресыщения низменными и мерзкими наслаждениями, которые мы неверно называем именем Афродиты, оставаясь слепым и не видя, что его захватничество тесно сопряжено с нечестием и что великое зло всегда сопутствует каждой несправедливости; совершивший ее неизбежно тащит зло за собой, живя на земле, а возвратившись под землю, обречен на позорное и во всех отношениях несчастное скитание»17

Нам представляется, что существует некоторый уровень нравственного развития человека, который заставляет его следовать нравственным законам не из страха божьей кары, а из отвращения к пороку и низости как таковым. Воспитание же отвращения ко всему низкому, порочному, несправедливому должно строиться в том числе и на убежденности в существовании как Закона причин и следствий, так и Закона перевоплощения, т.е. на понимании неизбежности воздаяния в этой или будущей жизни в виде страданий за любое неправедное деяние.

Итак, главным направлением воспитания человека является воспитание и развитие высших душевных качеств, проявление которых может быть не сопряжено с непосредственной и быстроожидаемой самостно-материальной выгодой, но соответствует истинной сущности человека, для которого познать нравственные законы и стать их естественным носителем есть высшее благо. Это и есть правильное направление устремлений человека, ведущих его вверх по Эволюционной Лестнице Сознания к развитию и проявлению интеллектуального Разума.

На прошлой лекции был задан вопрос, имеющий непосредственное отношение к теме сегодняшней лекции:

«Можно ли на примере проиллюстрировать идею борьбы между рассудочным интеллектом и интеллектуальным разумом?»

Можно ответить так:

рассудочный интеллект связан с низшей природой человека, или с его самостью. Получая импульсы в виде побуждений и желаний, идущих от самости, рассудок начинает искать возможности удовлетворения этих желаний. Критерием "законности" возникающих самостных желаний является возможность получения удовольствия, наслаждения, самоудовлетворения и т.п. Интеллектуальный разум, связанный с Высшей природой человека, подвергает анализу все возникающие импульсы на предмет добра или зла, правды или лжи, справедливости или своекорыстия и т.п. и признает законными только те, которые прошли этот контроль.

Есть одна история, которая может проиллюстрировать борьбу между рассудочным интеллектом и интеллектуальным разумом.

Три сита

Однажды к Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:

- Сократ, я хочу рассказать тебе, как один наш друг...

- Подожди, подожди! - прервал его мудрец. - Ответь мне сначала на вопрос, просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

- Какие еще три сита? - удивился мужчина.

- Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется, тогда расскажешь мне. Первое сито - это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

- Не знаю... - с сомнением в голосе сказал посетитель. - Я слышал это от других...

- Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито! - продолжал Сократ. - Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это нечто доброе, созидающее?

- Нет, не думаю, - честно признался собеседник. - Но…

Мудрец снова остановил его:

- Тогда возьмем еще третье сито и поставим вопрос: так ли необходимо, чтобы ты рассказал мне то, с чем пришел?

- В этом нет необходимости…

- Значит, - улыбнулся Сократ, если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на то, что восхождение человека по Эволюционной Лестнице Сознания, которое составляет единственно верный смысл человеческого существования, как всякое восхождение, требует «снаряжения», т.е. развития тех качеств, без которых невозможно безопасно и надежно двигаться вверх. Требуется наблюдательность, внимательность, тщательность, бдительность и многие другие качества, развитие которых происходит по мере их востребования и использования. Необходимым же и первостепенным условием успешности борьбы за развитие сознания является искренность перед самим собой и способность к правильной самооценке. Надменное самовозвеличивание и согбенное самоуничижение - две крайности, от которых должен освободиться человек, если он действительно стремится к совершенствованию своего сознания, а не к имитации моральности и добродетельности.

Способность правильно оценивать себя является важнейшей способностью человека, развитие которой присходит по мере очищения своего сознания вначале от самых грубых, очевидных проявлений тамаса и раджаса, что позволяет видеть все более тонкие проявления самости и вступать с ними в борьбу. Чем больше погружено сознание человека в тамас и раджас, тем ниже он находится на Эволюционной Лестнице Сознания и тем больше у него иллюзий относительно собственного совершенства, величия, значимости и т.п.

Обращаем ваше внимание на философский этюд, написанный С.К. Колубаем вместо предисловия к изданной нами пятой лекции, который говорит о важности правильной самооценки. Он содержит важнейшие моменты, необходимые для перехода от теории энергетического диалектического материализма к практической философии и психологии.

Спасибо за внимание.

Харьков
12 марта 2010 г.

Послесловие

ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Почти двадцатилетний опыт нашей Философской Школы показывает, что для совершения самых первых шагов по освоению практической энергетической философии и психологии недостаточно тех теоретических представлений, которые излагаются в семи лекциях Ознакомительного курса (ОзК). Для того, чтобы перейти к практическому освоению изложенных теоретических положений о Пути развития сознания и самому начать продвигаться по Ступеням Познания, необходимо приступить к освоению Основных этапов перехода от теории практической энергетической философии к ее практике, которые состоят в следующем:

  1. Принятие идеи о двойственности сознания человека дает человеку теоретическое понимание, что его сознание, которым он воспринимает окружающий Мир и действует в нем, состоит из Высшей Природы и низшей Природы (см. диссертацию Гальченко Г.И.). 18
    Различные аспекты сознания Высшей Природы называются: Высшее Я, Высшее Эго, Дух, Индивидуальность, Личность, Альтруизм, Высший Манас, Разум, Добрый Ум. А различные аспекты сознания низшей Природы называются: низшее "я", низшее эго, самость, эгоизм, кама, кама-рупа, кама-манас, низший манас, рассудок, злой ум.
  2. Человек начинает думать о целесообразности жизни с проявлением побуждений, отношений, желаний, мыслей, слов и действий, исходящих из его Высшей Природы.
  3. Он начинает понимать, что необходимость проявления сознания Высшей Природы обусловлена тем, что жизнь сознанием низшей Природы неизбежно создает плохую карму и обрекает человека на страдания, болезни и деградацию, а жизнь с проявлением Высшей Природы создает хорошую карму, приносящую радость, здоровье, счастье, развитие Разума и Высших Сил Души человека (см. лекции ОзК-5, ОзК-6, книги С.К. Колубая «Ответственность и Закон Кармы», «Троичность и двойственность человека»). 19
  4. Человек постепенно начинает понимать, что смысл его многочисленных прошлых и будущих воплощений на этой Земле - дать жизнь Разуму, Духу, Высшему Я, постепенное Восхождение по Ступеням Познания к состоянию сознания Величайших Мудрецов и Учителей человечества, таких как Кришна, Будда, Христос. Но в первую очередь, ему необходимо научиться достойными средствами заботиться о личном сансарическом счастье, т.е. научиться жить в состоянии низшей Личности, чтобы подготовить себя к проявлению средней Личности и затем Высшей.
  5. В результате размышления обо всем этом у него рождается Устремленность к Разумности, к преодолению навязчивого сопротивления своей низшей Природы.
  6. Он хочет понять, что же нужно делать, чтобы двигаться к проявлению Разума, Высшего Я, Духа, начать Восходить по Ступеням Познания, т.е. начать совершенствовать свою Личность.
  7. Он начинает разделять себя на самость (низшее «я») и Личность (текущее проявление Высшего Я, Высшего Эго, или Индивидуальности). Он хочет быть и жить Личностью, и не хочет быть и жить самостью, даже выдающейся. Поэтому каждый раз, когда он думает или говорит о себе, он пытается понять, кто в это время проявляется - «Я» или «я», Личность или самость.
  8. Он начинает изучать свою самость (низшее «я», эгоизм) как ту часть своего собственного сознания, которая привлекает, излучает и накапливает низшие энергии Природы, т.е. энергии тамаса и раджаса, ведущие его ко всевозможным страданиям.
  9. Он начинает знакомиться с теорией трех Гун Природы и с качествами Саттвы, раджаса и тамаса как трех типов материи сознания человека и теоретически, изучая их достаточно полный список, и практически, пытаясь понять их накопленную по этой и прежним жизням силу как в Личности (Саттва), так и в самости (раджас-тамас).
  10. Человек постепенно начинает понимать, что если он не обнаруживает в себе каких-то качеств тамаса и раджаса, то, скорее всего, его накопления тамаса или раджаса настолько велики, что не позволяют ему правдиво посмотреть на свою самость. Ему необходима искренность перед самим собой, которая возможна только тогда, когда проявляется Личность (Высшее Я, Разум).
  11. Он пытается развить наблюдательность и самоконтроль за всеми своими проявлениями - побуждениями, отношениями, эмоциями, мыслями, словами, действиями. То - не То! То - это Саттва. Не То - раджас-тамас. Практика «Не То».
  12. Наблюдая за собой, он начинает постепенно понимать, насколько он несовершенен и какова сила накопленных качеств раджаса-тамаса в его самости, в его эгоизме, низшем «я».
  13. Огорчившись, испугавшись и устыдившись своего обнаруженного несовершенства, он хочет избавиться от раджаса-тамаса и преодолеть сопротивление самости (низшего «я», эгоизма). Он вновь и вновь пытается во всех проявлениях быть Личностью (Высшим Я) и не быть самостью (низшим «я», эгоистом).
  14. Он углубляется в изучение, понимание и освоение своих побуждений, отношений, мыслей, чувств и эмоций, соответствующих качествам Саттвы, которые свойственны только Личности (Высшему Я, Разуму, Духу).
  15. Он обнаруживает, что его представления о каждом саттвичном качестве чаще всего рассудочны, кама-манасичны, или самостны. Он начинает понимать, что у него есть два ума - рассудок (кама-манас, ум самости, ум низшего «я», ум эгоизма, или злой ум) и Разум (Высший Манас, Ум Личности, Ум Высшего Я, Ум Альтруизма, или Добрый Ум). Он начинает понимать, что только Мышление Разумом можно назвать Правильным Мышлением, соответствующим смыслу жизни человека, а иначе «все суета сует и томление Духа», как говорил Великий Соломон - царь-мудрец.
  16. Он хочет развить в себе саттвические побуждения, желания, чувства, отношения и эмоции, ибо без этого умения проявлять Саттву невозможно ни проявление Разумности (Манаса Высшего Я, или Доброго Ума), ни избавление от страданий, которые обусловлены проявлением рассудочности (манаса низшего «я», или злого ума).
  17. Он решительно и упорно начинает заниматься воспитанием своих саттвических чувств, отношений и эмоций и практикой Разумности - «То - не То». И в первую очередь, он пытается научиться понимать и соблюдать Пять Важнейших и Обязательных для всех людей во всех обстоятельствах жизни Принципов Поведения, которые на санскрите называются Ахимса (Ненасилие), Сатья (Правдивость), Астейя (Неприсвоение чужого), Брахмачарья (Воздержание от похотливых желаний) и Апариграха (Непринятие неискренних даров).
  18. Стремясь к проявлению Разумности, к Правильному Мышлению, или к умению думать высшей частью сознания, человек все лучше и лучше понимает, убеждаясь на собственном опыте, что его побуждения, желания, мысли, слова и действия могут быть Разумны тогда и только тогда, когда им предшествуют саттвичные чувства, отношения, эмоции к человеку или событию, т.к. иначе в его голову внедряется раджасичный ум (ум низшего «я», злой ум, или рассудок), «разбивая ему голову».
  19. Помня об этом, он начинает развивать наблюдательность, внимательность и бдительность за своим ментальным и психо-эмоциональным состоянием — чувствами, эмоциями, отношениями, оценками, суждениями и т.д.
  20. По мере развития наблюдательности, внимательности и бдительности, он начинает видеть и все лучше понимать связь между своим чувственно-эмоциональным состоянием и тем, с какими побуждениями и желаниями он думает, говорит, действует.
  21. Постоянно взращивая Привычку Наблюдать за своими чувствами, эмоциями и мыслями, он старается, прежде всего, не допускать очевидных грубых проявлений самости, низшего «я», эгоизма, рассудочного интеллекта (качеств раджаса-тамаса) - недовольства, раздражения, гнева, злобы, ненависти, осуждения, насилия, лжи, жадности, вожделения, алчности, грубости, злословия, пустословия, зависти и др.
  22. Заметив приближение этих чувств-состояний, он останавливает себя и, опираясь на первые 18 этапов, находит обоснование для осознания никчемности и неразумности самостных проявлений и Силой Воли старается остановить их проявление.
    Это он делает еще и потому, что благодаря развитию Наблюдательности, Бдительности и Разумности все лучше понимает, что каждое бесконтрольное проявление его самостью своих качеств раджаса-тамаса создает плохую карму, которая неизбежно приводит как к душевным, так и физическим страданиям. Он все лучше понимает, что все его болезни и страдания являются следствиями соответствующих проявлений его самости и что есть единственный способ избавиться от болезней и страданий - это недопущение проявлений самости.
    Но, самое главное, он начинает понимать, что жизнь самостью (низшим «я», эгоизмом) есть не только «суета сует и томление Духа», но и возведение препятствий на Пути Эволюции, ведущему к проявлению Высшего Я, Разума.
  23. Пытаясь преодолеть проявления своей самости, постепенно он начинает все лучше понимать, что недостаточно только останавливать наплывающие раджасично-тамасичные (рассудочные, камичные, самостные, эгоистичные) состояния, т.к. они, как назойливые мухи, возвращаются вновь и вновь.
  24. В результате многочисленных попыток остановить проявления самости (низшего «я», эгоизма, кама-рупы и кама-манаса, рассудка, низшего, или злого ума), человек все лучше понимает, что необходимо учиться, учиться и учиться Правильным отношениям и Правильному Мышлению при помощи Метода Обуздания-Трансмутации самости20, чтобы каждый раз при наплывании раджасично-тамасичных состояний научиться Правильно и Тщательно проходить каждый из пяти шагов Метода.
  25. Если борьба за освобождение собственного сознания от сил раджаса и тамаса (низшего «я», эгоизма, самости) идет в правильном направлении, то человек начинает реально ощущать существование Ступеней Познания как ступеней жизни со все большей Разумностью и со все более совершенной Личностью. Он все лучше осознает, на какой Ступени Познания он находится при тех или иных проявлениях, ибо более Высокая Ступень характеризуется все более Высоким и Естественным проявлением качеств Саттвы и ростом Разумности и Альтруизма, которые являются следствием постоянной практики развития прямого восприятия и логического вывода.

В заключение хочу пожелать всем слушателям и читателям лекций Ознакомительного курса по практической энергетической философии и психологии совершения собственных шагов в соответствии с этапами перехода от теории к практике, следствием чего станет более ясное и более глубокое понимание таких основополагающих понятий, как Самопознание, Самосовершенствование и Восхождение по Ступеням Познания Эволюционной Лестницы Сознания.

20 марта 2010 г.С.К. Колубай
научный консультант ЦСФИ,
профессор РАНИ и ФБШ


Приложение 1

КАЧЕСТВА СОЗНАНИЯ
В ТРЕХ ГУНАХ ПРИРОДЫ

Саттва (Светлые, Высокие, Благие, или Божественные качества): Мудрость, Разумность, Правдивость, Глубокомыслие, Остроумие, Благость, Добрый Ум, Восторг, Изобилие, Озарение, Познание Добра и зла, Приятность, Счастье, Гармония, Здоровье, Высокая Любовь, Сознание Красоты, Спокойствие, Скромность, Решимость, Устремленность: к Высшему Я, к Истине, к Знанию, к Гармонии, к Красоте, к Добру, к Самосовершенствованию, к Мудрости. Нежадность, Неприсвоение чужого, Незлобливость, Самоотречение, Удовлетворенность, Уравновешенность, Непоколебимость, Отсутствие начинаний, Умиротворение сердца, Самообуздание, Сострадание ко всем существам, Самопознание, Отсутствие бахвальства, Совершенство, Благочестие, Преданность Высшему Я, Терпение, Терпимость, Невреждение, Крепость, Мягкость, Ненасилие, Невинность, Неотрешенность, Энергичность, Легкость, Всепрощение, Совестливость, Бескорыстие, Благонравие, Отрешенность от нежелательного, Отрешенность от желательного, Мера, Умеренность, Подвижность, Поиск Истинного, Искренность, Самообладание, Целомудрие, Служение Высшему Я, Повиновение Высшему Я, Альтруизм, Щедрость, Широта душевная, Милосердие, Благожелательство, Доброжелательность, Деликатность, Надежда, Справедливость, Честность, Вера-Знание, Соизмеримость, Светлый юмор, Радость, Целесообразность, Смелость, Бесстрашие, Храбрость, Активность в Добре, Даяние.

Раджас (темные, низкие, злые или демонические качества): мудрствование, умничанье, неразумность, поверхностность в суждениях, острословие, суровость, нечестивость, нераспознавание добра и зла, грубость, недобрый ум, пьянство, спесь, бравада, ненависть, бахвальство, развязанность, страсть, страстная любовь, зависть, красование, возбужденность, стяжательство, алчность, любовь к предрассудкам, любовь к некрасивому, привычка к спорам, приятность дисгармонии, жажда победы, внутренняя жажда, наглость, покровительство друзьям, неясность речи, к радости-страданию причастность, привязанность к принадлежащему тебе, властность, хитрость, драчливость, подчиненность низшему я, грабительство, бесстыдство, похотливость, насилие, непостоянство, воинственность, раздражительность, неумеренность, тщеславие, честолюбие, гордость, суетливость, самоуверенность, поспешность, опрометчивость, ложное знание, невоздержанность, чревоугодие, эгоистичность, любопытство, дурак с инициативой, насмешливость, образованный глупец, болтливость, пустословие, любовь к пересудам, расточительство, высокомерие, самовозвеличивание, коварство, сребролюбие, роскошество, легкомыслие, амбициозность, истеричность.

Тамас (очень темные, очень низкие, очень разрушительные или животные качества): тупость, глупость, беспечность, пристрастие: к лежанию, к сидению, к духам, к нарядам, к нерадивости, к музыке, к пляскам, к дневному сну, к заносчивой речи. Отчаяние, печаль, беспечность, жажда, злоба, зависть, жадность, негодность, лень, утомляемость, высокомерие, непросветленность, преждевременная старость, состояние животного, голод, жестокость, похоть, гнев, ослепление, слепая тьма, уныние, инерция, самомнение, неведение, ложь, неискренность, раздражение, обжорство, эгоцентризм, безынициативность, безразличие, обидчивость, злопамятство, порочность, сквернословие, осуждение, трусость, плаксивость, страх.



Сноски :


  1. Лекция читалась 12.03.2010 г. в Центре Культуры Киевского района г. Харькова. На лекции присутствовало примерно 300 человек.
  2. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. // М.: Мысль, 1994, т. 4, с. 515.
  3. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. // М.: Мысль, 1994, т. 4, с. 515.
  4. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. // М.: Мысль, 1994, т. 4, с. 513.
  5. Э.Э. Кейси. Великий ясновидящий Эдгар Кейси об Атлантиде // М.: «Новый Центр», 2000, с. 66.
  6. Там же, с 71.
  7. Там же, с. 167.
  8. Там же, с. 61.
  9. Там же, с. 117.
  10. Аристотель. Соч. в 4-х т. // М., 1984, т. 4, с. 380.
  11. К.Д. Ушинський. Твори у 6-ти т. // К.: Радянська школа, 1952, т. 4, с. 30.
  12. Там же, т. 4, с. 38.
  13. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. // М.: Мысль, 1994, т. 4, с. 623.
  14. Евангелие от Иоанна Гл. 14, Ст. 6.
  15. Хрестос (греч. Χρήστος — «добрый, милосердный»)
  16. Г.С. Сковорода. Повне Зібрання творів: у 2-х т. // К.: Наукова думка, 1973, т. 1, с. 152.
  17. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. // М.: Мысль, 1994, т. 4, с. 487.
  18. Диссертация Г.И. Гальченко, в которой доказывается справедливость научной гипотезы о двойственности природы сознания человека, доступна на сайте csfi.ru
  19. Электронные версии книг доступны на сайте csfi.ru
  20. Метод будет изложен в послесловии к 7-й лекции.

Дополнительная литература :
С.К. Колубай. Ответственность и Закон Кармы. // Х.: 2004. — 63 с. скачать
С.К. Колубай. Троичность и двойственность человека. // Х.: 2008. — 63 с. скачать
Г.И.Гальченко. Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. // Х.: 2005. — 219 с. скачать
Back to Top