Центр социально-философских исследований

закрыть
авторизация на сайте:

Регистрация на нашем сайта даёт вам возможность получить доступ к лекциям Центра для его студентов.

Если вы желаете стать студентом ЦСФИ (может быть заочная форма обучения), то напишите письмо в произвольной форме директору Центра Брицкой Ирине Витальевне на электронную почту: pochta@csfi.ru.

Лекции ЦСФИ /   :  Лекция №1 ОзК. Элитизм с позиции двойственности человеческой природы

Лекция №1 ОзК. Элитизм с позиции двойственности человеческой природы

Скачать эл. вариант : pdf,

 Гальченко Г.И., Брицкая И.В., Локтионов А.М.

ЭЛИТИЗМ
С ПОЗИЦИИ ДВОЙСТВЕННОСТИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Лекция первая
из цикла

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭЛИТЫ

ПРОБЛЕМЫ БЕЗДУХОВНОСТИ И ПСЕВДОДУХОВНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

(вместо предисловия)

Начну с утверждения, которое постараюсь обосновать, но если кто-то посчитает обоснование недостаточным, то прошу рассматривать его как научную гипотезу.

По сути, приведенное ниже утверждение является краткой формулировкой причины, по которой читается настоящий ознакомительный курс лекций, и цели, которую он преследует.

Утверждение. Две главные проблемы терзают наш мир, вызывая психические и физические болезни, душевные страдания, экономические и социальные кризисы и даже всевозможные природные катаклизмы, — это бездуховность и псевдодуховность!

Тщательное доказательство этого утверждения требует опоры на многие философские термины и понятия, которые целесообразно вводить постепенно, на протяжении всего курса лекций, чтобы слушатели успевали их усваивать. Поэтому я приведу только некоторые обоснования в пользу справедливости утверждения:

  1. Сознание человека двойственно по своей природе, по происхождению, по эволюции. У каждого человека есть низшая часть сознания и Высшая. В философских и религиозных системах существуют самые различные наименования этих частей, и все эти термины будут постепенно введены в курсе лекций.
  2. Поскольку мы живем в христианской стране, то напомню слова Христа, Великого Учителя всех христиан, обращенные к иудеям, в том числе и к иудейским первосвященникам, которые собирались его распять: «Разве не говорили вам, что вы Боги?» Это прямое указание на наличие Высшей части сознания у каждого человека.
  3. Однако очевидно каждому здравомыслящему человеку, что те, кто обрекли Великого Учителя на страдания, избиения и даже распятие, не действовали своей Высшей частью сознания, а действовали яростной, агрессивной, ненавидящей, самомнительной, самоутверждающейся, амбициозной, самоуверенной частью сознания, т.е. низшей!
  4. Проявления, исходящие из Высшей части сознания человека, логично называть духовностью, а проявления, исходящие из низшей части сознания, — бездуховностью, причем в особо опасное подразделение бездуховности следует отнести псевдодуховность, т.е. такие проявления низшей части сознания, через которые бездуховность искусно маскируется под духовность.
    Наиболее ярым или ярким примером псевдодуховности можно считать упомянутые выше действия иудейских первосвященников по отношению к Великому Учителю. Понимали ли они свою псевдодуховность? — Думаю, что нет! Причины, по которым у людей могут возникать такие состояния сознания, постепенно будут раскрыты в курсе лекций.
  5. Если люди — это Боги, находящиеся на воплощении, то, следовательно, от людей требуется являть через жизнь эту божественную потентность, т.е. Высшую часть сознания!
  6. Однако очевидно каждому, что нынешняя жизнь, которую ведет большинство людей, очень далека от того, что можно назвать проявлениями Высшей части сознания. Более того, можно видеть, что одни люди даже не задумываются о необходимости жизни Высшей частью сознания (т.е. являют бездуховность в самых различных примитивных животноподобных видах и формах), а другие, не разобравшись тщательно с тем, что же такое духовность и как, на самом деле, ее можно достигнуть, тут же попадают в ловушку псевдодуховности (например, изображают из себя деятелей культуры, харизматичных политических лидеров, философов и даже религиозных деятелей), превращаясь из-за своего неведения в тех, кого называют слепыми поводырями слепых.
  7. Однако если мы — Боги, то и жизнь наша должна быть проявлением Высшей части сознания. И если она таковой не является, то такое проявление жизни ненормально, и должно происходить в жизни человека что-то такое, что напомнит ему о необходимости жить Высшей частью сознания.
  8. Таким напоминанием о том, что ты — человек, а не двуногое животное, и что ты должен стараться жить Высшей частью сознания, являются всевозможные страдания, как физические, так и душевные.
  9. Поэтому в нашем мире действует с неизбежностью Закон причины и следствия (в моральном плане — это Закон Кармы), который с совершенной точностью и так называемой космической справедливостью превращает причины в следствия. Может быть, полезно всем христианам вспомнить слова Христа: «Что посеешь — то и пожнешь!» И никто не сможет отменить справедливое воздаяние, обусловленное просто превращением причины в следствие! Попытки же подкупа божества через платное отпущение грехов только ухудшат имеющуюся карму!
  10. Таким образом, есть лишь единственный способ научиться жить без страданий — это научиться жить Высшей частью сознания, т.е. проявляя по жизни духовность или, как говорил Г.С. Сковорода, стараясь дать жизнь Духу своему, радость Сердцу, светлость мыслям.

От всего сердца желаю слушателям ознакомительного курса лекций по практической энергетической философии и психологии совершения правильных собственных шагов в направлении проявления своей Высшей части сознания.

В заключение хочу напомнить слова Великого Учителя Востока Готамы Будды: «Не верьте никому и ничему, но верьте только тому, что сами познали».

Только на Пути Познания можно избежать ловушек как бездуховности, так и псевдодуховности!

11 января 2010г.С.К. Колубай, научный консультант
ЦСФИ, проф.РАНИ

Лекция первая

ЭЛИТИЗМ С ПОЗИЦИИ ДВОЙСТВЕННОСТИ
 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

  Добрый вечер!

Мы рады видеть вас на нашей первой лекции. 1

Скажу несколько слов о Центре социально-философских исследований, который мы представляем, о его работе и о предстоящем цикле лекций.

Исследованиями, которые проводит Центр, занимаются люди, имеющие различное базовое образование — физико-математическое, инженерно-техническое, педагогическое, экономическое, медицинское и др. Но все мы на протяжении довольно длительного периода, почти двадцатилетнего, занимаемся исследованиями в области практической философии, психологии и религиоведения. Ряд сотрудников имеют ученые степени или работают как аспиранты над диссертационными исследованиями, получив второе высшее образование.

Результаты наших исследований позволяют говорить о существовании пути познания себя и жизни, двигаясь по которому, человек все лучше начинает понимать связь причин и следствий в своей собственной жизни и жизни общества и учится не создавать причин, которые в будущем неизбежно превратятся в разрушительные следствия.

В результате более глубокого исследования себя и мира, человек все лучше различает добро и зло, правильное и неправильное, правду и ложь, и все точнее начинает понимать окружающих его людей, а значит, у него растет понимание, кого выбирать себе в друзья, с кем сотрудничать в бизнесе, у него появляется возможность делать более правильный выбор.

Для того, чтобы более глубоко, на профессиональной основе, заниматься дальнейшими исследованиями и делиться результатами этих исследований с теми, кто не хочет удовлетворяться предрассудками и суевериями, а ищет знания, мы и создали научно-исследовательскую просветительскую организацию — Центр социально-философских исследований.

Сегодня мы начинаем очередной, шестой цикл ознакомительного курса лекций по современной практической энергетической философии и психологии. Он носит название «Двойственность человека. Эволюция сознания. Проблема формирования общественно-политической элиты». С кратким содержанием всего цикла лекций вы можете ознакомиться из буклета, который получили в качестве пригласительного или могли получить на входе.

Мы хотим, чтобы в результате наших лекций вы познакомились с современным энергетическим материалистическим мировоззрением, которое дает более полное представление о мире и человеке и открывает возможность сознательно и осмысленно строить свою жизнь, различать в своей жизни главное и второстепенное, понимать, что действительно имеет ценность для человека и его эволюции, и избегать того, что неизбежно ведет к разрушительным следствиям.

Те общественно-политические и психологические трансформации, которые произошли в Украине за годы ее независимости, а особенно события 2004 года, побудили нас глубже изучать теорию элит и историю этого вопроса.

В преддверии предстоящего важного события, которое неуклонно приближается и от которого зависит будущее нашей страны, — выборов Президента — мы хотим поделиться с вами знаниями и аргументами, которые, с нашей точки зрения, позволяют сделать правильный выбор.

 Какими качествами должен обладать лидер государства? Кому по силам такой уровень ответственности? Как в условиях информационного насилия, лжи и клеветы, которые тонко используются современными технологиями программирования массового сознания, сделать правильный выбор, от которого во многом зависит жизнь и всей страны, и каждого из нас.

Об этом и о многом другом мы будем говорить на протяжении всего нашего цикла лекций.

Г.Г.: 3 Наверное, вы согласитесь, что человек не может удовлетворяться жизнью, подобной той, которую ведут животные. Человека во все времена интересовали вопросы, касающиеся смысла и назначения собственной жизни. Вечные философские вопросы о перспективах человеческого бытия и возможностях человеческого познания ставит перед собою каждый человек, способный к наблюдению и размышлению.

С нашей точки зрения, поиск ответов на эти вопросы связан напрямую с представлениями человека о самом себе. Если человек отождествляет себя со своим физическим телом, то, очевидно, что все его представления о ценном и неценном, о допустимом и недопустимом, о правильном и неправильном, сводятся, по большому счету, к пользе и выгоде, связанной с этим самым телом, с его презентацией во внешнем мире и с реакцией на него других тел. Понятно, что если самосознание человека не способно выйти за пределы собственной физической оболочки, то его главные устремления сосредоточены на том, чтобы эту оболочку как можно лучше устроить, пристроить, одеть, накормить, ублажить, подлечить, развлечь и т.д. и т.п. Такое отношение к себе самому является типичным для нашей цивилизации, и именно поэтому она достигла гигантских успехов в развитии технологий, позволяющих совершенствовать внешнюю форму человека и наполнять его внутреннее содержание самыми «изысканными» шоу.

Для многих очевидно, что такой взгляд на самого себя является, по меньшей мере, поверхностным, и что изречение Антона Павловича Чехова о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли — не является просто метафорическим, а имеет некоторую реальную основу. О том, что мышление человека должно быть очищено, говорится как в классических философских, так и во всех религиозных системах. О том, что душа человека может быть и прекрасной, и ужасной, тоже известно и из философии, и из религии, и из художественной литературы, и из жизненного опыта.

Но сегодня, благодаря развитию нашей материалистической цивилизации, развитию тонкоэнергетических методов исследования, можно говорить о том, что внутренний мир человека, мир его мыслей, эмоций, желаний, отношений, побуждений есть объективно-субъективная реальность, которая копируется, фотографируется, короче говоря, фиксируется, как того требовало ленинское определение материи. И сегодня такое понимание материальности мысли дает возможность говорить об энергетическом диалектическом материализме, системе взглядов, которая позволяет понять многое в природе человека, понять пути самосовершенствования, понять, например, слова величайшего мудреца Индии Готамы Будды: «Чтобы избегать грехов и побеждать их, прежде всего надо признать то, что корень каждого греха в дурных мыслях, мы все только последствия того, что мы думаем».

Существует много экспериментов, которые подтверждают идею материальности мысли и возможность с помощью мысли влиять на видимые материальные объекты. Например, в документальном фильме «Великая тайна воды» показан опыт вербального воздействия на два одинаковых опытных образца воды двух человек, один из которых говорит воде слова с позитивным настроем, а другой — с негативным. После того, как образцы воды заморозили и сравнили через микроскоп кристаллические решетки у образовавшихся кусков льда, стало видно, что один кусок льда имеет правильную кристаллическую решетку, а другой — размытую, негармоничную, ущербную.

Существует много других экспериментов, которые заставляют констатировать наличие качества мышления и говорить о существовании тонкоэнергетического тела человека, состав которого определяется каждым ментальным и психоэмоциональным действием. Точно так, как испачкать в грязь одежду или какую-нибудь часть тела неприятно для человека, точно так же существует грязь для тонкоэнергетического человека, которая порождается, в первую очередь, мышлением и отношением к другим людям.

Вот это положение о существовании тонкоэнергетических тел человека и связи их состава с его психоэмоциональной и ментальной деятельностью является фундаментальным положением, на основе которого может развиваться идея самосовершенствования человека и идея эволюции и роста его сознания.

И если чистота физического тела — это требование и эстетики, и медицины, то забота о чистоте мышления тоже связана не с отвлеченным морализаторством, а с существованием связи между ментальным состоянием человека и состоянием его физического тела. То, что психические болезни являются следствием злобных, завистливых, угнетающих психику мыслей, это известно со времен Гиппократа. Но сегодня в медицине уже начинает звучать мысль о том, что и сердечные заболевания, и большинство желудочных, и некоторые накожные болезни являются следствием разрушительных мыслей. Известно утверждение о том, что «клеветничество» есть психическое заболевание, в основе которого могут лежать зависть и ненависть, и оно имеет вполне определенные психосоматические симптомы. Если бы врачи исследовали слюну клеветников, то убедились бы в патологическом состоянии их организмов.

Мышление связано с интеллектом человека, и именно интеллект сегодня считается мерилом уровня развития сознания человека. Но в этом вопросе мы сталкиваемся с очень важной проблемой, которую мы отразили в названии лекции — «Элитизм с позиции двойственности человеческой природы». Нас не интересуют признаки, в соответствии с которыми кого-то принято называть или причислять к элите, нас интересует такое понимание проблемы, в соответствии с которым человеческий индивид являет признаки элитности с точки зрения развития его сознания, проявления его Высшей природы.

Ключ к решению этой проблемы мы находим в древних философских системах — герметизме, пифагореизме, платонизме. В этих древнейших философских системах, которые являются истоками современной философии, содержится мысль о том, что Разум имеется у святых, благих, чистых и милосердных, а от алчных, злобных, корыстолюбивых, лживых и завистливых он далек. Таким образом, не всякий ум есть Разум, и более того, существует огромное количество людей, обладающих мощным умом, но наделенных всеми теми атрибутами, которые несовместимы с Разумом. Поэтому та часть ума, которая не требует для своего проявления высокого уровня нравственного развития, называется рассудочным умом, или рассудочным интеллектом, или просто рассудком. Его существование обусловлено низшей частью человеческой природы, его эгоистическим низшим «я» и необходимостью удовлетворять его желания. Рассудок (другое его название — ум желаний), в отличие от Разума, не ставит перед собою вопросы различения добра и зла, он служит вожделеющему и яростному началу человека, как говорил об этом Платон.

Очевидно, что рассудку причастны все люди, а Разуму — лишь малая горстка людей. Именно поэтому людей, обладающих Разумом, логично и законно называть элитой. Любой другой критерий причисления к элите не соответствует эволюционному принципу человека, связанному с совершенствованием нрава, а соответствует возможности в силу разных обстоятельств в большей степени, чем другие, приобщиться к различным социальным благам — собственности, доходу, власти, престижу, образованию и пр.

О том, что занимать высокие государственные посты должны только люди, обладающие высокими нравственными достоинствами, говорил Пифагор. И хотя он жил более двух с половиной тысяч лет назад, в его философском наследии много актуальных для сегодняшней элитологии идей. В философской школе Пифагора воспитывалась именно элита, то есть люди, которые пытались развить и проявить разумное начало, преодолевая сопротивление рассудочного ума, хитрого, изворотливого, стремящегося всегда к самоуслаждению и самовозвеличиванию. Некоторые из учеников Пифагора управляли городами Италии, и, как свидетельствуют исторические хроники, именно в это время в Италии и Сицилии были наилучшие государственные устройства. Эти люди вели жизнь в соответствии со сдержанностью и справедливостью. Можно утверждать, что некоторый период пифагорейская школа являла собой пример воздействия элиты на все социально-культурное пространство. При этом проявлялась та ступень духовного развития, при которой нравственная чистота не декларируется, а естественно проявляется. Впрочем, такие периоды благоденствия и чистоты и в прошлом длились недолго.

Период заката античной цивилизации красноречиво демонстрирует прогрессирующую духовную деградацию общества, связанную со снижением «качества» элиты, окончательное разложение которой было обусловлено «проводами в могилу нравственности». Интересно, что период упадка цивилизации характеризуется большой популярностью различных софистических школ, которые обучают искусству красноречия безотносительно к уровню нравственного развития тех, кто хочет использовать это красноречие для оболванивания народа.

Великий китайский философ Конфуций говорил, что управлять государством должны благородные мужи. Благородный муж — это тот, кто имеет благородный нрав. Именно благородный нрав дает право властвовать над народом. Правитель с благородным нравом улучшает и нрав народа. В противном случае народ деградирует, не имея ни нужды, ни возможности найти образцы более верного понимания жизни. Вот почему, как говорил Платон, одинаково опасно вручать безумному меч и бесчестному власть.

Итак, древние философские системы утверждают, что наиважнейшим и необходимым качеством правителя является его честность и его добродетельный нрав. Таким образом, у элитизма есть основания. Что же касается эгалитаризма, то есть концепции, которая провозглашает всех людей равными, то это равенство можно рассматривать с точки зрения существования в каждом человеке возможности устремиться к развитию своей Высшей природы и к самообузданию низшей.

Теперь давайте покинем период античности и перейдем к нашему времени и к нашим реалиям. Через 12 дней мы будем выбирать того человека, который на ближайшие 5 лет займет высшую должность в государстве, то есть возглавит общественно-политическую элиту.

В современных исследованиях в области элитологии перечисляются качества, которыми должен отличаться человек, претендующий на ведущую в обществе роль. К этим качествам относятся профессионализм, интеллектуальность, креативность и т.п. Мы же, опираясь на идею двойственности человеческого ума, считаем, что, взвешивая достоинства кандидатов, прежде всего, нужно обращать внимание на честность, порядочность и ответственность, поскольку и профессионализм, и интеллектуальность, и креативность могут быть использованы не во благо народа, а для собст¬венного обогащения и самовозвеличивания. В этой связи уместно вспомнить одного экс-премьера Украины, сидящего в американской тюрьме, относительно которого президент, назначивший его премьером, сокрушенно изрек: «Хто ж знав, що Паша такий!»

Итак, мы настаиваем на том, что «честность является матерью всех достоинств», и именно наличие этого качества в человеческой натуре позволяет претендовать на наиболее ответственную в государстве роль.

И.Б.:  К выводам, с которыми мы хотели познакомить вас, сотрудники нашего Центра пришли еще в 2004 году, во время той избирательной кампании, которая ознаменовала начало периода «плевания на Конституцию». И хотя сегодня кажется очевидной несостоятельность избранной тогда власти, многие люди по-прежнему так и не сумели разобраться и понять, кто из возможных кандидатов на пост руководителя нашей страны действительно обладает качествами, необходимыми стратегическому лидеру. Печальнее всего, что, не имея способности распознавать честного и справедливого человека, люди создают причины, в соответствии с которыми честный и справедливый человек не может стать главою государства. Причины с неизбежностью превращаются в соответствующие следствия и поэтому «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает».

Вся история человечества говорит о том, что люди, представляющие общественно-политическую элиту, влияют на направление развития общества, на ход событий, на то, каким курсом будет двигаться страна, какое будущее у страны. От них зависит нравственная атмосфера, в которой живут миллионы людей, формируя их представления о том, что есть добро, а что зло.

Сегодня, к сожалению, наша страна представляет собой королевство кривых зеркал, где хитрость, лживость, корысть и лицемерие рядятся в тогу моральности и добродетели, забывая или не зная, что «правда никогда не скроется», и в соответствии с законами энергодиамата, «печальный жребий у того, кто, будучи лжецом, к морали призывает».

Поэтому мы утверждаем, что внутренняя нравственная сила, реальная, а не декларируемая, — необходимое качество лидера государства, его неотъемлемая личностная характеристика, без наличия которой он не только не должен стремиться к власти, но в его собственных интересах всячески избегать такой возможности, дабы «не уничтожить свой удачливый жребий», обессилев от непосильной ноши и создав причины несчастной и позорной жизни.

Самое же главное качество, необходимое человеку, идущему во власть, и которое сегодня присуще далеко не всем политикам, — честность и ответственность. В этом принципиальное отличие политика от политикана. Указания на эти качества все чаще встречаются в исследованиях  по элитологии и провозглашаются в качестве необходимого условия принадлежности к общественно--политической элите.

Мы пришли к выводу, что выбирать нужно того, кто не пытается изображать честность и ответственность, а действительно является носителем этих качеств, проявляя их по всей своей жизни. В отношении кандидатов во власть надо дать себе труд тщательно изучить их биографии, а не идти на поводу клеветнических измышлений конкурирующих сторон. К сожалению, сегодня не каждый человек способен различать главное и второстепенное, внешнее и внутреннее, показное и искреннее. 

Приведу несколько афоризмов о честности.

«Самое большое богатство государства — честные люди!»

Более двух тысячелетий назад Великий Конфуций, китайский философ, говорил о секрете мудрого правления, который состоял в том, чтобы отбирать на службу честных людей.

«Государства бы процветали, если бы правители были честными людьми или честные люди были бы правителями», — так говорил Конфуций.

А великий Платон примерно через сто лет после Конфуция, проживая совсем в другой стране, размышляя о том, кому же быть правителями, в своем труде «Государство» писал:

«Нет способа избавиться от зол государству… кроме как посредством личного союза между политической властью и философией. Либо философы должны стать царями наших государств, либо люди, которых сегодня называют царями, должны искренне и серьезно заняться философией… Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет философ!» При этом, во избежание недоразумений, Платон уточнял: «Я называю философом не того, кто много знает и о многом может говорить, а того, кто ведет чистую, нравственную жизнь!»

Г.Г.: Давайте отвлечемся от политики и возвратимся к энергетическим представлениям о мире и человеке. Мы ведем исследования, опираясь, с одной стороны, на современные естественнонаучные методы исследования энергетических объектов, а с другой — на древние философские и религиозные системы, которые свиде¬тельствуют о том, что в древности существовали знания, позволяющие человеку более ясно понимать мир и самого себя. К таким знаниям относится знание о трех гунах природы.

А.Л.: Тема, связанная с энергетическим устройством человека, очень важная и очень трудная. Три типа энергий сознания человека, или Саттва, раджас, тамас, — это одна из труднейших тем, потому что она открывает возможность получить реальные представления о том, в чем сегодня люди меньше всего понимают, — в чем причина периодически появляющихся страданий и болезней, почему все люди такие разные, почему существует такое огромное разнообразие уровней сознаний — от человека-животного до высочайших ступеней сознания, которого достигали Платон, Пифагор, Лао-Дзы, Конфуций, Аполло¬ний Тианский, Плотин, Ямбликус, Сергий Радонежский, Григорий Сковорода и многие другие, кто обладал знанием Разумности, сегодня утраченным.

Изучая и исследуя различные философские системы, можно увидеть сходство фундаментальных представлений об энергетическом устройстве мира и человека. В соответствии с философией санкхьи (одна из систем классической индийской философии) вся природа есть взаимодействие трех сил, которые на санскрите называются Саттва, раджас, тамас. Т.е. это три типа энергий, которыми наполнена природа и все существа на земле: «Нет существа на земле, свободного от этих трех гун( качества, свойства, энергии), рожденных природой», - утверждает философия санкхьи.

Саттва (санскр. — чистота) — это созидательное, чистые, светлые энергии;

раджас (санскр. – «свойство загрязненности») — это раз¬рушительные энергии, связанные с качествами хитрости, лживости, ярости; они ёще обладают такой общей характеристикой, как навязчивость;

тамас (санскр. — качества тьмы, «загрязненности») — это энергии очень разрушительные, обладают они такой общей характеристикой, как инерция, и проявляются через вялость, тупость, лень.

С позиций энергетического представления о мире и человеке, для того, чтобы понимать механизмы возникновения причин болезней и различных неприятностей, важно понимать двойственность тонкоэнергетического человека, понимать как, где и почему в нем накапливаются различные типы энергий.

Санкхья утверждает, что накопление во внутреннем тонкоэнергетическом человеке Саттвы ведет к здоровью, к развитию сознания, к восхождению по Ступеням Познания, а накопление в человеке раджаса и тамаса ведет к деградации здоровья и сознания, к несчастьям и страданиям.

Конечно, никто не хочет обрекать себя на страдания. Но ведь страдания возникают! Периодически возникают! А раз они возникают, значит очень важно правильно установить причины страданий. Потому что, если правильно устанавливаются причины страданий, тогда можно осуществить какие-то правильные действия, чтобы не создавать этих причин. Т.е. нужны правильные воззрения, позволяющие объяснить причины страданий.

Можно сказать, что Саттва соответствует Высшей части человека, а накопление раджаса и тамаса в человеке соответствует низшей части его сознания.

Если бы люди понимали, что все проблемы, все страдания, все несчастья, все кризисы, все катаклизмы, все болезни, все травмы от того, что проявляется низшее «я», если бы люди могли вместить, что именно свойством их низшей природы является притяжение к тамасу и раджасу, они бы начали строить более разумно свою жизнь, ста¬раясь контро¬лировать и не допускать проявления низшего «я».

Саттва – это активность в добре: раджас – это активность во зле, т.е. активность, которая приносит вред и себе, и другим, хотя этот вред может стать очевидным не сразу; тамас – это пассивность, вялость, инертность, состояние человека, опустившегося в своем мироощущении почти до уровня животного.

Проводя ознакомительные лекции, мы увидели, что одним из препятствий в познании и, соответственно, в применении древнейших и важнейших знаний для улучшения своей собственной жизни является несколько непрактичное отношение к познаниям и утверждениям Великих мыслителей и Мудрецов Древности. Часто считают, что это нечто интересное, не более того, т.е. отношение больше отвлеченное, которое вряд ли пригодится в собственной жизни, разве лишь послужит для пополнения багажа представлений и роста эрудиции. Но мы надеемся, что ваш интерес к этим лекциям будет не поверхностный, а более глубокий и практический.

На мой взгляд, наиболее яркое описание важности и значимости знания об устройстве мира и человека можно встретить в великом древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В «Махабхарате» есть часть, которая называется «Бхагавадгита».

Она содержит диалог, в котором Кришна, Великий Мудрец Индии, объясняет своему ученику Арджуне важнейшие понятия высшей духовной философии. Этот труд считается исключительно оккультным и исключительно эзотерическим, но в каком-то приближении целесообразно пытаться его понять и приложить к жизни.

Процитирую небольшой отрывок из перевода академика Смирнова.

«Кришна сказал:

1. Далее возвещу тебе высочайшее знание, превосходнейшее из знаний,

Познав его, мудрецы достигали запредельного совершенства.

<...>

5. Саттва, раджас и тамас – вот качества, возникшие из Природы (Пракрити).

6. Из них Саттва – ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет узами счастья и узами Знания.

7. Знай, раджас – страстное качество: от вожделенья оно возникает и вяжет воплощенного узами [неразумных] действий.

8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблужденью всех воплощенных, вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном.

9. Саттва привязывает к счастью, раджас к [неразумному] действию ...» 2.

«...Саттва привязывает к счастью...» — т.е. человек, накапливая чистые созидательные энергии, не создает причин для болезней и страданий. Он действует Разумно, проявляя альтруизм, доброжелательность, стойкость.

У Платона в его типологизации личности мы находим соответствие трех типов личности трем гунам природы. Саттвическим сознанием обладает разумная личность, раджасическим — яростная, а тамасическим — вожделеющая. Так что вожделение, которое сегодня воспевается шоу-бизнесом как нечто наиболее ценное для человека, является грубым и примитивным проявлением похоти, что неизбежно создает причины физических и психических страданий.

Перечислю некоторые качества, соответствующие гунне Саттвы – Разумность, Правдивость, Глубокомыслие, Добрый Ум, Спокойствие, Скромность, Нежадность, Уравновешенность, Соизмеримость, Ненасилие, Неприсвоение чужого, Ненавязчивость, Мера, Справедливость, Предвидение, Проницательность, Бесстрашие, Целесообразность, Альтруизм, Активность в Добре.

Некоторые качества, соответствующие гунне раджаса,- навязчивость, умничанье, мудрствование, раздражительность, поверхностность в суждениях, поспешность, нераспознавание добра и зла, недобрый ум, высокомерие, болтливость, неразумность, стяжательство, алчность, раздражительность, неумеренность, честолюбие, гордость, истеричность, амбициозность, хитрость, коварство, насилие, легкомыслие, эгоистичность, насмешливость, невоздержанность, наглость, бахвальство, пустословие, самомнение, самовозвеличивание, любопытство, актив¬ность во зле.

Некоторые качества соответствующие гунне тамаса — отчаяние, печаль, беспечность, злоба, зависть, жадность, лень, уныние, ложь, отстутствие правильных воззрений, невежество, неискренность, обжорство, обидчивость, сквернословие, осуждение, страх, инерция.

В качествах Саттвы – уравновешенность, спокойствие. Но Саттва не есть пассивность, напротив, это состояние повышенной, но разумной активности. У индийского философа Вивекананды можно встретить : «Спокойствие – величайщее проявление силы. Легче проявлять [суетливую] активность. Отпустите поводья и кони понесут вас. Это сможет каждый, но гораздо сложнее остановить разгорячившихся коней». Достигнуть саттвического спокойствия совсем непросто. Если не уметь тщательно анализировать свое состояние, можно принять внешнее спокойствие, достигнутое внутренним аджастическим усилием, за внутреннее сатвическое спокойствие, которое таковым не является. Но и не надо путать Саттву с душевной вялостью или леностью. Саттва – это разумная активность, это готовность к разумному действию, это ясность ума, ведущая человека к мудрости.

Я перечислил название качеств Саттвы, раджаса и тамаса. Но все эти качества – это не просто названия, это энергия, это определенные вибрации. Обладает ли человек этими качествами и в какой степени, определяется только наличием соответствующих вибраций в его тонкоэнергетическом внутреннем человеке и в его ауре.

Т.е говорить о качествах Саттвы и быть носителем этих качеств – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Человек может много говорить о доброте, но реально яляет только те качества сознания, которые накопил по жизни, а точнее, по многим жизням. Энергетическое Сердце человека и является носителем накопленных энергий добра и зла.

Вот что говорится об этом в книге Нового Завета:

«Нет доброго дерева, которое приносило, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Всякое дерево познается по плоду своему [т.е. не по словам, а по делам]. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его»3

И сегодня выборы ставят перед избирателями более сложную задачу, чем кажется на первый взгляд: разобраться, от избытка какого сердца обнадеживающе и увлекающе говорят уста кандидатов в Президенты?

Конечно, некоторые избиратели проявляют крайность и говорят, что в политике нет честных, добрых, справедливых, т.е. саттвичных людей. Если бы это были выводы тщательных и непредвзятых исследований и наблюдений, то можно было бы на них опираться. Но обычно присутствует только раджасичная предвзятость, которая не дает шансов действительно разобраться.

Но многие люди как-то понимают или чувствуют — добрый человек или нет.

Блез Паскаль, философ и ученый 17 века, обладая тонким даром философской интуиции, утверждал: «Чем разумнее и добрее человек, тем больше он замечает добра в людях». Т.е. чем больше в человеке накоплено Саттвы, тем он лучше понимает, сколько ее накоплено у других людей.

Ведь недаром часто говорят, что человек судит по себе. Например: человек, наблюдая за действиями другого, может подумать: «Я бы на его месте не упустил возможности добиться цели вот такой уловкой, как раз подходящая ситуация схитрить. Значит, и действия этого человека, хоть с виду и благородные, но это он просто такой изощренный хитрец».

Вспомните ставшее «крылатым» выражение Григория Сковороды: «Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам».

«Всяк есть то, чье сердце в нем: волчье сердце есть истинный волк, хотя лицо человечье; сердце боброво есть бобр, хотя вид волчий; сердце вепрево есть вепрь, хотя вид бобров. Всяк есть то, чье сердце в нем». 4

Какими энергиями человек наполняет свой ум, из каких энергий он формирует свои желания и эмоции, таким он и становится.

Отсюда следует, что можно говорить о правильных и неправильных действиях человека, причем в правильности заинтересован сам человек, а не сторонний наблюдатель, поскольку неправильные поступки, действия, мысли, эмоции, желания ведут к разрушению здоровья и будущим неприятным следствиям. Смысл всех воплощений человека научиться понимать, что есть добро, ведущее по пути развития сознания, а что — зло, толкающее к разрушению и деградации.

Таким образом, в каждой жизненной ситуации у человека есть выбор и возможность поступить в соответствии с одной из гун природы: или Саттвично, или раджасично, или тамасично. И что человек проявляет, то и накапливает в своем сознании, или тонкоэнергетическом теле, в ауре, в сердце.

В этом смысле можно каждую жизненную ситуацию рассматривать как некоторое маленькое испытание — ты сможешь поступить как Человек, т.е. Саттвично, или будешь действовать, не задумываясь, по инерции, что свойственно раджасу-тамасу, или низшему «я» человека.

Низшее «я» громогласное, навязчивое, а Высшее «Я» — тихое, ждущее своего проявления.

Высшее «Я» связывает человека с Высшими планами сознания. В религиях это называется Бог. В философии мы говорим о Высших планах Сознания.

Высшая часть Сознания, развивающаяся через перевоплощения, в философии называется Индивидуальностью и проявляется в конкретной жизни как Личность. Низшая часть сознания, живущая лишь одно текущее воплощение и собирающая в себя все раджасично-тамасичные проявления человека, называется самость. Можно говорить, что у человека есть Высшее Эго, или Индивидуальность, а есть низшее эго, или самость.

Надо ясно понимать, что существуют яркие Личности и яркие самости.

Вот что о низшей и Высшей части сознания человека говорил Григорий Сковорода:

«Каждый человек состоит из двоих противостоящих себе и борющихся начал или естеств: из горнего и подлого, из вечности и тления...»

«В каждом живут ангел и демон, посланники своих царей: ангел благой и демон злой, хранитель и губитель, мирный и мятежный, светлый и темный... Справьтеся, о други мои, с собою, загляните внутрь себя — увидите тайную борьбу двух мысленных воинств». 5

Поэтому то, что человек проявляет, то он и накапливает в своем сознании или тонкоэнергетическом теле, и в результате получается огромное разнообразие и различие среди людей, выстраивающее градации человеческих сознаний.

Можно сказать, что между состоянием двуногого человека-животного и состоянием Мудреца находится эволюционная лестница с большим количеством кем-то уже освоенных ступенек. В Библии эта Лестница называется Лестницей Иакова.

Путь эволюции сознания человека, по которому можно и нужно двигаться, соблюдая осторожность и постепенность, требует уменьшения раджаса и тамаса, поэтому он не может быть легким и простым, поскольку невозможно за одну жизнь быстро накопить в себе много энергий Саттвы и уничтожить, или трансмутировать все энергии раджаса и тамаса. Но именно потому, что человек все-таки может регулировать свои проявления, стремясь убирать из себя, из своих проявлений низшие энергии тамаса и раджаса и прикладывать усилия для того, чтобы проявлялись Высшие вибрации, которые имеют отношение к Саттве, именно это вселяет надежду, что человек может измениться в лучшую сторону, если приложит свою волю.

И.Б.: Я расскажу притчу, которая иллюстрирует то, о чем мы говорили, — идею двойственности человеческой природы.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину:

«Внутри каждого человека идет борьба волка и собаки. Волк представляет собой зло — зависть, эгоизм, ложь, жад¬ность [т.е. самостные, раджасические качества]. Собака воплощает собой добро — честность, щедрость, доброжелательность, бескорыстие, дружелюбие [т.е. альтруистические, саттвические качества].

Маленький индеец задумался и долго молчал, а потом спросил:

— А кто из них в конце побеждает?

Старый индеец, обрадовавшись такому вопросу своего маленького внука, едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот, кого ты кормишь».

В этой притче очень четко подмечено, что человек представляет собой то, какую свою природу в течение жизни он больше проявляет.

Если он поддается желаниям своей самости — где-то соврать, где-то прихватить чужое, или не может удержать гнева, раздражения, осуждения, или не может не завидовать, то он взращивает сам в себе соответствующие раджасично-тамасичные энергии, от которых будут страдать другие, но, прежде всего, он сам.

Вы, наверное, в своей жизни не раз сталкивались с ситуацией, когда один единственный человек может испортить настроение целому коллективу. Или, наоборот, бывают такие люди, как ясное солнышко. Придет такой человек в гости — и все ему рады, и легко и интересно общаться с ним.

К сожалению, нигде не говорят о том, что природа человека двойственна, что его ум двойственен. С детства нам этого родители не рассказывали, этого пока не преподают ни в школах, ни в ВУЗах. Но это очень важное знание для каждого человека!

Реальность знания о двойственности человеческой при¬роды может быть понята и осознана каждым человеком. Может казаться, что это знание может быть только интуитивным. Но мы утверждаем, что знание о двойственности человека и двойственности его мышления может быть и практическим, т.к. благодаря действию закона причин и следствий, любые действия, не соответствующие Высшему «Я», Личности, Разуму, или Доброму уму, выражаются в нашей жизни через так называемые взыскания: от мелких неточностей и неприятностей до самых разных болезней, в том числе и хронических. И тогда человек ясно получает опыт, что он был недостаточно точен, разумен в каких-то своих проявлениях, т.е. был не в Саттве.

Г.Г.: Завершая нашу лекцию, хотелось бы отметить, что мы не претендуем на безошибочное распознавание добра и зла в любых ситуациях. Мы претендуем на обретение правильных воззрений, которые позволяют, если их применять в жизни, постепенно все лучше различать, с большей точностью, что есть добро, а что — зло. Именно опираясь на идею двойственности человеческой природы, на понимание энергий, на то, какие энергии связаны с усилением низшей природы, а какие ведут к проявлению Высшей, мы пытаемся действовать в жизни с учетом этих представлений.

Нам также представляется, что именно эти знания закономерно приводят к постулированию основных положений элитологии, поскольку они утверждают безусловную ценность нравственного развития человека, как показателя уровня развития личности. Именно саттвичность нрава определяет более высокое положение человека на эволюцион¬ной лестнице.

Целью сегодняшней нашей лекции являлся краткий обзор различных представлений, очень важных, с нашей точки зрения, для жизни каждого человека, поскольку они соответствуют устройству мира и устройству человека и ориентируют на познание закономерностей, которые обусловлены таким устройством. Если не пытаться понять и познать эти закономерности, то гораздо больше возможностей к совершению неразумных действий, произнесению поспешных слов и продуцированию небрежных мыслей. И за все это человек неизбежно несет ответственность.

В заключение хотелось бы сказать, что весь цикл ознакомительного курса лекций посвящен постепенному введению и разъяснению всех необходимых понятий и терминов современной энергетической практической философии и психологии, что позволит сформулировать и объяснить основной метод развития и совершенствования личности — метод обуздания-трансмутации самости.

Следующая лекция состоится 15 января 2010 г. Она называется «Троичность и двойственность Природы человека» и будет посвящена дальнейшему углублению представлений об устройстве мира и человека с позиций энергодиамата.

Спасибо за внимание.

Харьков
5 января 2010 г.

Сноски :

  1. Лекция читалась 5.01.2010г. в Центре Культуры Киевского района. На лекции присутствовало примерно 250 человек.
  2. Бхагавадгита. Серия «Философские тексты Махабхараты». 3-е изд., пер. Б.Л. Смирнова. // С-Петербург, 1994, с. 144.
  3. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Гл. 12. Ст. 33-35.
  4. Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах // М., 1973, т. 1, с. 156.
  5. Там же // c. 296.

Дополнительная литература :
С.К. Колубай. Ответственность и Закон Кармы. // Х.: 2004. — 63 с. скачать
С.К. Колубай. Троичность и двойственность человека. // Х.: 2008. — 63 с. скачать
Г.И.Гальченко. Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. // Х.: 2005. — 219 с. скачать
Back to Top