Центр социально-философских исследований

закрыть
авторизация на сайте:

Регистрация на нашем сайта даёт вам возможность получить доступ к лекциям Центра для его студентов.

Если вы желаете стать студентом ЦСФИ (может быть заочная форма обучения), то напишите письмо в произвольной форме директору Центра Брицкой Ирине Витальевне на электронную почту: pochta@csfi.ru.

Статьи

автор : к.ф.н Гальченко Г.И. 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭЛИТ В СВЕТЕ ЭЛИТНОГО БЫТИЯ И ЭЛИТНОГО СОЗНАНИЯ

Скачать эл. вариант : в разработке

   Политическая и социальная нестабильность современного общества актуализировала развитие элитологической парадигмы мышления, возлагая на нее задачу осознания и определения критериев, позволяющих совершенствоваться процессу современного украинского элитогенеза.

   Введем следующие определения.

   Под элитным бытием будем понимать привилегированную материально-имущественную и властно-полномочную реальность, существующую объективно, не зависимо от уровня развития сознания и степени совершенства нрава представителей политической элиты.

   Отметим сразу, что такое определение является апостериорным, основанным на наблюдении жизненных реалий. Оно противоречит, с одной стороны, декларируемому большинством современных теорий элитаризма положению об элите как о людях, обладающих наиболее высокими способностями и более высокими нравственными устремлениями, а с другой стороны, приведенное определение элитного бытия требует введения определения элитного сознания.

   Под элитным сознанием мы будем понимать такой уровень развития самосознания, при котором идея общего блага не является декларируемой или спекулятивной, а составляет сущностную характеристику сознания.

   Очевидно, что последнее определение не сводит элитное сознание к профессионализму, интеллектуальности, креативности, а предполагает наличие в человеке такой нравственной основы, которая позволяет с пренебрежением относиться к почестям, излишествам и к собственной выгоде. Носители такого сознания «будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут считать справедливость». 1

   Введенные определения позволяют сформулировать следующее очевидное

   Утверждение: чем больше человек озабочен своим элитным бытием, тем менее проявлено в нем элитное сознание.

   Остается выяснить один вопрос: откуда возьмутся представители элитного сознания?

   Поиск ответа на этот вопрос как раз и определяет острую потребность в развитии научной дисциплины, которая позволила бы сформировать оптимальные подходы к повышению качества элиты, принципам ее рекрутирования, элитного воспитания и образования.

   Под элитным воспитанием и образованием будем понимать совокупность методов и средств, направленных на формирование элитного сознания.

   Принципиальным моментом, который может лечь в основу элитного воспитания, является различение двух уровней мыслительной деятельности – рассудочно-интеллектуального и интеллектуально-разумного.

   Под рассудочно-интеллектуальным развитием будем понимать развитие умственных сил и способностей человека, индифферентных к его нравственной зрелости.

   Под интеллектуально-разумным развитием будем понимать такое развитие умственных сил и способностей человека, которые делают обязательной для него самооценку нравственной мотивации для принятия решений и совершения действий.

   О правомочности такого разделения умственной деятельности человека говорил еще Платон, утверждая, что носители первого типа мышления всегда ищут собственной выгоды, используя для этого софистические приемы рассуждения и доказательства, второй же тип мышления характеризует людей стремящихся к истине и справедливости, находящих в них истинное благо, несовместимое со своекорыстием.

   Соответственно, можно говорить о существовании двух типов отношения к жизни – рассудочно-потребительском и разумно-ответственном.

   Очевидно, что представители элитного сознание характеризуются разумно-ответственным отношением к жизни, и соответственно, к своим элитным полномочиям, а представители рассудочно-интеллектуального сознания характеризуются рассудочно-потребительским отношением к жизни, и заботятся, соответственно, о своем элитном бытии.

   Имеет место следующая

   Теорема. Преемственность политических элит может быть обеспечена носителями элитного сознания и только ими.

   Доказательство. Поскольку носители элитного сознания заинтересованы в развитии общества, основанного на принципах справедливости, честности и общего блага, то они заинтересованы в существовании в обществе людей, способных решать задачу такого общественного построения, т.е. заботятся о воспроизводстве носителей элитного сознания. И наоборот, не имеющие элитного сознания, но жаждущие приобщится к элитному бытию, заинтересованы в ограничении количества тех, с кем возникнет необходимость делиться составляющими элитного бытия. Теорема доказана.

Следствие (без доказательства). Элита, не обладающая элитным сознанием, не может обеспечить преемственность.

Вывод. Формирование элитного сознания в указанном выше смысле является необходимым и достаточным условием прогрессивного развития общества, обеспечиваемого преемственностью элит.

Литература

1. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – с. 326.

Back to Top